Наталия Варлашкина
Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы пoсеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
В воспитательно-образовательном процессе, мы уделяем большое внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Задачи патриотического воспитания дошкольников :
1. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности, привязанности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование гендерной, семейной принадлежности.
2. Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо, доброжелательного отношения друг к другу.
3. Формирование чувства любви к своему родному краю, на основе приобщения к родной природе, к культуре, к традициям.
4. Создавать условия для воспитания у детей чувства любви к Родине, к окружающей природе.
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. У него воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о знаниях близких людей, о семейных историях и традициях.
«Наш любимый детский сад»
Детский сад - дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей цель которого, воспитать духовно развитых людей с твердыми нравственными устоями (доброта, доброжелательность, милосердие, сочувствие). Формируем у детей положительное отношение к детскому саду. Обращаем их внимание на красоту и удобство оформления группы, что в группе все сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар и др. Знакомим детей с территорией детского сада, подчеркивая её красоту и удобство. Дети принимают участия в посадке, поливе, растений, цветов. Закрепляем их названия. Рассказываем детям о том, что взрослые многое сделали для них, заботятся о детях и всё, что их окружает нужно беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы, прежде всего, знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Знакомят с работой повара, дворника и т. д. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
«Мой родной город»
Знакомство с городом начинаем с близлежащих домов, улиц. Наблюдение проводим непосредственно возле территории дошкольного учреждения.
Мы рассказываем детям, что в микрорайоне много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут, о тех местах, где они побывали с родителями.
«Природа родного края»
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети второй младшей группы получают элементарные сведения о природе на уровне участка детского сада, а также при рассматривании иллюстрации с изображением деревьев, цветов и других растений. В своих рисунках дети отображают сезонные измения в природе (дерево осенью, зимой, весной, птиц и насекомых) используя методы нетрадиционного рисования.
«Родная культура»
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. Формируем у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте.
«Родная страна»
Основная задача в работе по знакомству детей второй младшей группы с родной страной - вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что наша страна красивая и большая. Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Украшаем группу к праздникам. Проводим беседы с детьми, о каждом празднике (о Дне Защитника Отечества, о Дне Победы, о Дне Космонавтики) рассматривали Российский флаг-триколор, закрепляли свои знания рисунках и аппликации. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной стран.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Для родителей были подготовлены консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Надо отметить, что родители вместе с детьми активно участвуют в конкурсах, которые проводятся в дошкольном учреждении.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.