Папки-передвижки

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

Марина Мельникова
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему: Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

1 слайд

Развитие речи в дошкольном возрасте обусловлено постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом.

Слайд №2

Темочки:

Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизнедеятельности человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.

Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространё нными становятся следующие: малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли; нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Поэтому проблема развития речи у детей дошкольного возраста актуальна и требует от педагога особого внимания и применения современных технологий в работе с детьми.

Слайд №3

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Слайд №4

Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО с дошкольниками являются следующие :

• моделирование;

мнемотехника;

технология обучения детей составлению сравнений;

• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

• артикуляционная и пальчиковая гимнастик;

• логоритмика;

• игры-драматизации, инсценировки;

• пересказ;

• рассказ по картине;

• составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т. д.);

• рассказы детей из опыта;

Технологий много, но я остановлюсь именно на тех, которые я использую в своей работе с детьми.

Слайд №5

Итак, первая технология - моделирование. Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими. При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Очень интересно предлагать детям участие в изготовлении самих моделей.

Слайд №6

Например, в сказке «Колобок», мы с детьми в качестве моделей использовали кружки разных цветов на основе одного отличия, т. е. модели отличались только по цвету. Колобок — жёлтый кружок, заяц - белый, волк — серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый.

Слайд №7

А в сказке «Волк и семеро козлят» модели изготавливались на основе двух отличий, по размеру и по цвету. Волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята— маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

Слайд № 8

Следующая технология, которую я используем в своей работе с детьми для развития речи - это мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать :

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Слайд № 9

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.

Слайд №10

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.

Слайд № 11

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте.

Мнемотаблицы используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при заучивании стихов.

Слайд № 12

В работе по развитию образной речи я использую технологию обучения составления сравнений.

Модель составления сравнений:

• воспитатель называет

какой-либо объект;

• обозначает его признак;

• определяет значение этого признака;

• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Слайд № 13

Например:

• цыпленок (объект №1);

• по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

Находясь на прогулке, детям можно предложить сравнить всё что угодно. Например прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Если ребенок затрудняется, можно помочь ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

Слайд № 14

Как наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей, я использую технологию сказкотерапии.

Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

Развиватие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

• Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

• Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей

. Обучение преодолению страхов и трудностей.

Развитие способности к грамотному выражению эмоций

Во время сочинения сказок можно использовать такие приемы: как «Салат из сказок» (смешивание разных сказок, «Что будет, если…» (сюжет задает воспитатель, «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад, «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Слайд №15

Сочинение детьми сказок осуществляется в определё нной последовательности:

1.«Жили-были…»;

2. «И вдруг однажды…»;

3. «Из-за этого»;

4. «Кульминация»;

5. «Развязка».

6 «Мораль сказки»

Слайд №16

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Слайд № 19

В работе над совершенствованием диалогов и монологов, а также освоению выразительности речи в своей работе я использую игры – драматизации, инсценировки.

Буквально, недавно в конце марта на театральной недели, мы с детьми подготовили постановку для родителей по сказке «Заюшкина избушка»

Слайд № 20

Участие в инсценировках дало возможность перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества).

Слайд № 21

В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.

Слайд № 22

Не менее важной технологией в развитии речи дошкольников стал и метод рассказа детей из опыта на такие темы, как «Как провели выходные дни» или Что видели по дороге в детский сад», «Как мы провели праздники», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне». При организации детей на рассказы из опыта, мы использовали следующую структуру занятия:

1. Предварительная беседа – активизация детской памяти.

2. Целевая установка на рассказывание.

3. Обсуждение плана рассказа / схемы.

4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).

5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.

6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.

7. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»

8. Оценка рассказа воспитателем.

9. Итоги занятия

Слайд №23

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Слайд №24

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Современные технологии обучения детей с ОВЗ». Актуальность проблемы применения.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 22:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мельникова (УИ 2143258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД