Марина Мельникова
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Доклад на тему: Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
1 слайд
Развитие речи в дошкольном возрасте обусловлено постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом.
Слайд №2
Публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизнедеятельности человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.
Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространё нными становятся следующие: малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли; нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Поэтому проблема развития речи у детей дошкольного возраста актуальна и требует от педагога особого внимания и применения современных технологий в работе с детьми.
Слайд №3
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Слайд №4
Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО с дошкольниками являются следующие :
• моделирование;
• мнемотехника;
• технология обучения детей составлению сравнений;
• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);
• артикуляционная и пальчиковая гимнастик;
• логоритмика;
• игры-драматизации, инсценировки;
• пересказ;
• рассказ по картине;
• составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т. д.);
• рассказы детей из опыта;
Технологий много, но я остановлюсь именно на тех, которые я использую в своей работе с детьми.
Слайд №5
Итак, первая технология - моделирование. Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими. При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Очень интересно предлагать детям участие в изготовлении самих моделей.
Слайд №6
Например, в сказке «Колобок», мы с детьми в качестве моделей использовали кружки разных цветов на основе одного отличия, т. е. модели отличались только по цвету. Колобок — жёлтый кружок, заяц - белый, волк — серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый.
Слайд №7
А в сказке «Волк и семеро козлят» модели изготавливались на основе двух отличий, по размеру и по цвету. Волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята— маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.
Слайд № 8
Следующая технология, которую я используем в своей работе с детьми для развития речи - это мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Слайд № 9
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.
Слайд №10
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
Слайд № 11
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте.
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Слайд № 12
В работе по развитию образной речи я использую технологию обучения составления сравнений.
Модель составления сравнений:
• воспитатель называет
какой-либо объект;
• обозначает его признак;
• определяет значение этого признака;
• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Слайд № 13
Например:
• цыпленок (объект №1);
• по цвету (признак);
• желтый (значение признака);
• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).
Находясь на прогулке, детям можно предложить сравнить всё что угодно. Например прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Если ребенок затрудняется, можно помочь ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
Слайд № 14
Как наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей, я использую технологию сказкотерапии.
Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
• Развиватие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
• Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
• Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей
. Обучение преодолению страхов и трудностей.
• Развитие способности к грамотному выражению эмоций
Во время сочинения сказок можно использовать такие приемы: как «Салат из сказок» (смешивание разных сказок, «Что будет, если…» (сюжет задает воспитатель, «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад, «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Слайд №15
Сочинение детьми сказок осуществляется в определё нной последовательности:
1.«Жили-были…»;
2. «И вдруг однажды…»;
3. «Из-за этого»;
4. «Кульминация»;
5. «Развязка».
6 «Мораль сказки»
Слайд №16
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Слайд № 19
В работе над совершенствованием диалогов и монологов, а также освоению выразительности речи в своей работе я использую игры – драматизации, инсценировки.
Буквально, недавно в конце марта на театральной недели, мы с детьми подготовили постановку для родителей по сказке «Заюшкина избушка»
Слайд № 20
Участие в инсценировках дало возможность перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества).
Слайд № 21
В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.
Слайд № 22
Не менее важной технологией в развитии речи дошкольников стал и метод рассказа детей из опыта на такие темы, как «Как провели выходные дни» или Что видели по дороге в детский сад», «Как мы провели праздники», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне». При организации детей на рассказы из опыта, мы использовали следующую структуру занятия:
1. Предварительная беседа – активизация детской памяти.
2. Целевая установка на рассказывание.
3. Обсуждение плана рассказа / схемы.
4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).
5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.
6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.
7. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»
8. Оценка рассказа воспитателем.
9. Итоги занятия
Слайд №23
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
Слайд №24
Спасибо за внимание!