Юлия Романенко
Современные технологии образования обучающихся с 0 ВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни не только отдельно взятого человека, но и всего общества в целом.
Так же современные технологии вошли в процесс дошкольного образования, стали важной стороной в педагогической технологии, а также позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношения взрослых к ребенку.
Как говорил (Марк Виктор Нансен)
Ваша вера определяет ваши действия, а ваши действия определяют ваши результаты, но сперва вы должны поверить!
Публикация «Современные технологии образования обучающихся с 0 ВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
Отталкиваясь от его слов, я считаю, что, введя современные технологии в дошкольное образование, конкретно касающегося моего детского сада №18 Пушкинского района, это еще один шаг в будущее детей с ограниченными возможностями здоровья. В своем докладе хотелось бы рассмотреть более подробно современную технологию ИКТ, как эта технология влияет на детей с 0ВЗ. Так как эта технология внедрена не так давно в наш сад, благодаря Администрации Пушкинского района, которая предоставила мультимедийные доски во все группы компенсирующей направленности, деток с ограниченными возможностями здоровья.
И так Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?
В учебном процессе выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:
Визуализир0вать учебную информацию;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
моделировать и имитировать изучаемые пр0цессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
осуществлять контроль с диагн0стикой ошибок и с обратной связью;
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру познавательной деятельн0сти.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными сп0собностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет воспитателю привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала воспитанников. Благодаря использованию информационных технологий у детей с 0ВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.
Использование ИКТ на различных занятиях с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение воспитанников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Организация образования лиц с 0ВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов обучения :
1. Интерактивность системы компьютерного воспитания с использованием новых информационных технологий.
Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с 0ВЗ.
2. Активизация самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, повышение ее эффективности и качества.
Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой воспитанникам предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.
Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с 0ВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.
3. Мультимедийность компьютерных систем воспитания.
Организация обучения лиц с 0ВЗ на основе ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа поли сенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у воспитанников с 0ВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
При этом нельзя забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ:
Принцип доступности обучения.
Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям воспитанника. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Принцип системности и последовательности обучения.
Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
Принцип воспитывающего обучения.
Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с 0ВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.
Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.
Игровой принцип воспитания с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционное - образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Принцип индивидуального обучения.
Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей
Использование ИКТ при обучении детей с 0ВЗ имеет ряд преимуществ.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с 0ВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Воспитателю значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на занятии; создавать интересные дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме занятия.
Введение информационных технологий во все области специального образовательного процесса подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.
Одновременно появляется возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях группы, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Немаловажн0й задачей воспитателя является социализация воспитанников в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.
расширить зону индивидуальной активности ребенка;
повысить уровень мотивации воспитанника;
проверить объем и правильность знаний;
увеличить динамику;
активизировать максимальн0е творческое участие детей в воспитательном процессе.
развить новую информационную культуру деятельности для воспитанников с 0ВЗ;
применить различные способы активизации мыслительной деятельности воспитанника;
При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность воспитанников. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями зд0ровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от инициативной позиции воспитателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей.
Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и в ход занятия включать адаптированные фрагменты.
Таким образом, при внедрении ИКТ при обучении и воспитании детей с 0ВЗ большая роль отводится воспитателю, и появляются особые требования к квалификации педагога. Воспитатель должен знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с 0ВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными компетентностями. Знать состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях; должен уметь создавать свои электронные образовательные ресурсы; постоянно обучаться новым информационным технологиям.
Воспитателю необходимо учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями. При этом он может руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами.
Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение различных методик коррекции, а, следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Это способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.
Использование компьютеров в учебной и воспитательной деятельности сада выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Таким 0браз0м, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет с0вершенств0вать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможн0стями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности воспитанника, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.