Волкова Рамиля
Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру»
Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра- это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Публикация «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
В нашей группе «Вишенка» дети разные, непохожие друг на друга: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для детей, группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретут первоначальные навыки коллективных отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры. Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.
Поэтому мы определили для себя цель:
Воспитание дружеских отношений в детском коллективе посредством совместных игр, развитие эмоционально-положительного отношения детей к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.
Поставили следующие задачи:
• способствовать развитию игровой деятельности детей;
• сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей;
• создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
• расширить кругозор ребенка посредством игры;
• развивать речевую активность у детей.
В нашей группе, работу по этой теме мы начали с создания специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, с учё том: возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям.
Это было сделано для того, чтобы дети легко могли самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включать в игру сверстников. Особенно большое значение игровой материал и его организация педагогом имеют на этапах младшего дошкольного возраста, когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.
Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми : «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Театр», «ПДД». Ориентировано по гендерному принципу: специфику игровой деятельности мальчиков и девочек. Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр было сделано своими руками с самым активным участием родителей: настольный театр «Три поросенка», настольный театр из стаканчиков «Три медведя», настольный театр из картона и прищепок «Бычок- смоляной бочок», вязаный пальчиковый театр «Рукавичка». Активное участие родители приняли в изготовлении атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Магазин» : связали сосиски, пирожные, сшили пельмени. Халат для врача, карточки больных, талончики, подобраны небольшие баночки, наполненные таблетками из бумаги, компьютер. Создана коллекция сюжетно – образных игрушек, отражающих в себе образ одушевлённого существа (мишки, зайцы, котики и т. д.). для постановки определённого сюжета (сказки, жизненной ситуации)
Также предусматриваю наличие предметов, которые дети могли бы использовать в роли заместителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяемые в играх (конфеты, деньги, кошельки из бумаги, таблетки и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике оформления атрибутов и игровых материалов. Они должны быть привлекательными для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время стараюсь научить детей поддерживать порядок в группе и воспитываю бережное отношение к игрушкам.
В своей работе использовала основные принципы организации игры в детском саду. Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми. В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» - в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.
Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно-ролевую игру, я организую беседу, составление рассказа из личного опыта, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми, обговариваем правила игры, правила поведения во время игры. Далее идёт развитие игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.
Воспитание простейших навыков совместной игры – это одна из важных задач в работе с детьми 3-4 лет. Совместные действия доставляют детям радость, так как создают возможность для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций. Поэтому стараюсь помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек: «Возвращаемся с прогулки, а то там Полина с Максимом уже обед приготовили…Надо поторопиться с салатиками, Полина! Детки сейчас с прогулки вернутся!».
Поддерживаю интерес малышей к определённой роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказываю какие-то действия, сообщаю те или иные сведения. В дальнейшем, малыши по настоящему увлечённые ролью, будут играть всерьёз, искренне переживая все чувства своего героя.
Очень важно, чтобы малыши сами ставили игровую задачу, определяли содержание предстоящего игрового действия: накормим куклу кашей, уложим спать и т. п. подвожу малышей к тому, чтобы они самостоятельно находил необходимые для этих действий игрушки или предметы – заместители. Предметы-заместители необходимы для развития фантазии, творчества ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное, непривычное решение проблемы. Чем больше «игрушечных» трудностей малыши преодолеют, тем богаче будет их опыт творчества, которым они уверенно, находчиво и разнообразно смогут воспользоваться во взрослой жизни.
Я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.
После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали.
Нам педагогам стоит задать себе вопрос, как часто мы, взрослые, слышим от детей слова - приглашения : «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключени