Екатерина Игоревна Алехина
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Сказка - источник мудрости, применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Сказка-это средство, с помощью которого происходит эмоционально–волевое развитие и духовно-нравственное воспитание дошкольника.
Публикация «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует Сказка.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций ориентируемых на освоение экономических понятий :
сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
пробуждает фантазию, творческую активность;
способствует пониманию внутреннего мира людей;
знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
Сказки, отражающие труд людей, трудолюбия, бережливость, расчётливость;
сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство.
Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
В данном докладе, я предлагаю привычных сказочных героев рассмотреть под другим углом зрения - с учетом их экономического поведения. Сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества.
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями :
Сказки отражающие труд людей:
«Терем – теремок»
«Хаврошечка»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К. И. Чуковский «Телефон»
Сказки о деньгах :
К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г. Х. Андерсен «Огниво»
А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»
Народные сказки «Лисичка со скалочкой»;
«Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;
«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;
«Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»;
«Кошелечек» «Золотая антилопа»,
«Али-баба и сорок разбойников»
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже :
Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств и эмоционального развития детей