жанна сухоносенко
Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в работе воспитателя. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.
Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и взаимного педагогического воздействия на ребёнка.
Публикация «Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями» размещена в разделах
Родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку двойную защиту: эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к дальнейшей жизни.
Чтобы найти подход к членам семьи ребенка необходимо понимать, что и мамы, и папы прежде всего хотят внимания педагога к своему ребенку, проявления теплого, доброжелательного отношения. Тревога родителей, их недоверие, настороженность, как правило, проходят, когда они убеждаются в присутствии этих качеств во взаимоотношениях воспитателя с их сыном или дочерью.
Воспитатель дошкольного учреждения ежедневно общается с родителями - с одними чаще, с другими реже. И каждый из них требует особого внимания, индивидуального подхода, как и дети. Одни нуждаются в советах, другие - помощи в самообразовании по вопросам воспитания.
Из опыта работы по взаимодействию воспитателя с родителями хотелось отметить следующее:
1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к нему и детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход к родителям. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать сложившуюся ситуацию, настроение мамы или папы.
3. Сотрудничество с родителями. Необходимо создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрировать заинтересованность воспитателя, желание разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Но проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
1. Для того чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях.
2. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).
3. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для любого человека звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при общении, приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Грамотным поведением, разумным советом мы сближаем педагогические позиции, помогаем и родителям, и ребенку. Если вопрос, с которым родитель обратился к вам, сложен и вы не можете сразу дать на него ответ, то не стоит отделываться общими фразами. В таких ситуациях лучше честно признаться, что вы пока не готовы ответить на этот вопрос, но обязательно вернетесь к нему, обсудите совместно после обращения к специальной литературе по интересующей проблеме. Возможно, что уместным окажется и приглашение для беседы, консультации родителей в детский сад специалиста.
Не следует бояться, что такое поведение подорвет ваш авторитет. Напротив, оно лишь еще раз подтвердит родительское мнение о вас, как человеке честном, небезразличном к детям, серьезно относящемся к родительским заботам, тревогам.
И, конечно же, ни в коем случае не давать основания своим поведением зародиться мысли, что общение с ними для вас обременительно, в тягость, «вам не до них». Лишь проявляя внимательное, уважительное отношение к родителям, можно наладить с ними контакт, вызвать желание к сотрудничеству.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей необходимо повышать их педагогическую культуру, через разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я всегда веду по нескольким направлениям:
информационно-аналитическое (изучение семьи, ее особенности); познавательное (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей); наглядно-информационное (донести до родителей любую информацию); досуговое (совместные мероприятия с родителями).
Для того, чтобы реализовать поставленные задачи использую разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Прежде всего это информационно-аналитическое направление (изучение семьи, ее особенности).
Я должна познакомиться, изучить все семьи воспитанников, установить контакт с ее членами, выяснить образовательные потребности родителей.
Начать работу можно с анкетирования, например, «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую особенности родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Здесь же использую педагогическую технологию «Портфолио», где есть разделы «Моя семья», «Генеологическое древо моей семьи», которые дополнят информацию о семьях воспитанников.
Познавательное направление (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей).
Конечно же, основной формой работы по педагогическому просвещению семьи являются родительские собрания. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится, когда участвуют дети, например, родители принимали участие в изготовлении нестандартного оборудования на привитие дошкольникам навыков здорового образа жизни, а дети демонстрировали, как они используют разнообразные игры. Часто собрания с родителями сопровождаю показом презентации, видео о жизни детей в детском саду.
Интересной формой сотрудничества стало проведение мастер-классов, с целью помочь родителям в организации детской деятельности в домашних условиях, например, «Нетрадиционные техники рисования», «Изготовление кукол-оберегов» и др.
Куклы-пеленашки вызвали огромный успех особенно у детей, потому что они легко и быстро делаются из кусочков ткани. Дети с ними играют с большим удовольствием дома и в ДОУ. слайд
Куклы-обереги мы поместили в наш «Музей старины», созданный усилиями воспитателей, родителей и детей нашего детского сада. Таким образом, мы все вместе сохраняем и укрепляем народные традиции.
Проектная деятельность способствует не только развитию творчества и познавательных способностей, но и развивает навыки сотрудничества с родителями.
Проект «Встречи с интересными людьми»
В преддверии праздника "День матери", в нашей группе была организована интересная встреча. Гость – мама Наталья Сергеевна, которая рассказала ребятам о своей профессии - продавец в «Магнит – косметик», сделала фотографии своего места работы, так ребятам стало понятно где и чем занимается мама Софии.
Проект «Служу России»
Гостем нашей группы стал папа Александр Александрович. Он рассказал ребятам о службе в 523 гвардейском учебном мотострелковом Краснознаменном полку, в разведывательной роте. Показал армейские фотографии. Провел физкультминутку "Мы сильные" и две игры на ловкость и внимание, которые очень нужны солдатам. В конце встречи дети спели песню "Бравые солдаты".
Проект «Мамино увлечение»
Гость нашей группы - мама Анна Александровна. Она очень интересно рассказала о своем увлечении – делать из атласных лент бантики, заколки для волос, галстуки и бабочки для мальчиков. Гостья принесла свои замечательные работы, инструменты, атласные ленты и показала, как получаются такие замечательные вещи. Детям очень понравилось, ведь они тоже постарались, делая заколки и бантики.
Совместное создание предметно - развивающей среды группы очень сблизило и воспитателей, детей и взрослых. Все вместе с удовольствием пополнили группу новыми с-ролевыми играми и атрибутами к ним: «Магазин», «Парикмахерская», маркер игрового пространства «Больница» и «Гараж».
Родители вместе с детьми активно принимают участие в различных акциях, конкурсах на уровне ДОУ, района и области.
Акции: «Подарите игрушку в группу», «Бессмертный полк», «Сбор макулатуры», «Подарите книгу» и др.
В рамках Международного дня детской книги в группе проходят литературные чтения. Как всегда, к нам приходят родители со своими произведениями из домашней библиотеки и читают их.
Конкурсы: «Дорога глазами детей», «С заботой о зимующих птицах» и др.
Сделанные кормушки мы вывешиваем на территории детского сада и первое, что дети делают, собираясь на прогулку, берут приготовленный корм для птиц, чтобы не забыть. Это очень радует!
Вот такая совместная деятельность дает возможность заинтересовать родителей и приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду, стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка.
Наглядно - информационное направление включает в себя и родительские уголки, папки - передвижки, буклеты, памятки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Учим вместе с детьми» и т. д., в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности:
-все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, эстетично оформлены;
-содержание регулярно обновляется, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
-оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы).
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и просто словесно и в рубрике уголка для родителей - «Благодарность». Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда они читают благодарность в свой адрес или им вручают грамоты.
Также у нас есть сайт детского сада, родительская группа в ватсапе, где родители могут узнать о всех интересующих их вопросах воспитания.
Мы делимся с ними новостями, выкладываются фотографии с занятий, праздников. Родители также с удовольствием оставляют отзывы, комментарии.
Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей : «Золотая осень», «Зима-Красавица», «9 мая», «Лето красное-время прекрасное».
Фотовыставки: «Как я провел лето», «Мои зимние каникулы», «Папа на работе», «Как я помогаю маме на 8 Марта» и др.
Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.
Традиция поздравлять открыткой 27 сентября воспитателей и всех сотрудников детского сада с профессиональным праздником с «Днем дошкольного работника».
Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное. Любое совместное мероприятие позволяет родителям приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, другими детьми, но и с родительской общественностью в целом.
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских утренников. Как правило, в течение учебного года проводится 3 крупных праздника с участием родителей : праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Также отмечаем «День Матери», 23 февраля и Масленицу.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Детям хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
В результате нашей многогранной совместной деятельности проявляются позитивные эмоции общения, родители становятся более коммуникабельными, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте воспитания детей.
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты.
Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка!