Екатерина Малашина
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией»
Все мы знаем, что речь является одним из наиболее значительных факторов и средств развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Правильная речь является одной из важных предпосылок полноценного развития личности.
Публикация «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дизартрия
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Одним из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является какое нарушение? Конечно, дизартрия. Дизартрия – это нарушение фонетической стороны речи, вызванное органическим нарушением иннервации речевого аппарата. Как мы Как мы знаем, дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы при воздействии разнообразных неблагоприятных факторов на этапе внутриутробного и раннего развития ребенка. Основным расстройством при дизартрии, которое влечет за собой нарушение произношения звуков и фонематических процессов, трудности
овладения письмом и чтением, является недоразвитие моторной сферы. Эти
нарушения имеют стойкий и трудно исправимый характер, чем объясняется
необходимость их раннего выявления и длительный период коррекционной
работы. У детей с дизартрией отмечаются особенности моторных функций, выраженные в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.
Моторная сфера играет важную роль в формировании и развитии как
психики ребенка, так и его речи. С помощью двигательной функции
осуществляется психическая регуляция не только учебно-познавательной, но
и речевой деятельности ребенка. Стоит отметить, что показателем
готовности дошкольника к обучению в школе, а также важным условием для
становления полноценной личности ребенка является своевременное
овладение правильной речью.
Логопедическая работа включает в себя следующие разделы:
• развитие общей моторики ребенка;
• мелкой моторики;
• артикуляционной;
• мимической мускулатуры;
• коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация звуков);
• коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
• развитие лексико-грамматической стороны речи;
Но сегодня я хочу уделить особое внимание на общей, мелкой и артикуляционной моторике.
Для состояния общей моторики дошкольников с дизартрией характерна неловкость, скованность, недифференцированность, ограниченность движений. Дети испытывают затруднения, выполняя сложные двигательные действия, в которых требуется не только точность и четкость работы различных мышц, но и правильная
пространственно-временная организация движений.
Как же можно скорректировать общую моторику у ребенка?
Основная задача балансировочного оборудования стимуляция деятельности вестибулярного аппарата и развитие проприоцепции (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга) у детей.
Я в своей работе применяю «нейро-балансир кабинета БОС».
Данный комплекс поможет ускорить коррекцию на ранних стадиях нарушений развития речи, когнитивных и высших психических функций, улучшить физическую подготовку и поведение ребенка.
Применение стабилоплатформы направлено на:
-Развитие равновесия и координации движений;
-Развитие памяти, внимания.
-Повышение чувствительности стоп;
-Тренировку тонкого управления мышцами баланса;
-Развитие физической ловкости и навыков владения телом;
Далее поговорим о мелкой моторики рук.
У дошкольников с дизартрией по сравнению с нормотипичными детьми, позже появляется пальцевый захват мелких предметов, вследствие чего, такие дошкольники имеют трудности при удержании карандаша, кисточки, пинцета, пипетки, ножниц и так далее.
Игра «Собери бусы прыгая по кочкам»
Инстукция: «Ребёнку необходимо передвигаясь фигуркой (может быть любой герой) по кочкам откопать все бусинки и собрать в ведерко» Сюда же подключаем дыхательную гимнастику (дуем на ватку или перышко,а после откапываем). Как только все бусинки найдены, начинаем нанизывать на веревочку, параллельно можно также автоматизировать необходимый звук.
Игра «Помоги жабе. Это задание будет направлено и на развитие мелкой моторики, и на развитие артикуляционной моторики.
Инструкция: «Жаба не может сама достать свои любимые фигурки, которые утонули в болоте.» Ребенок пинцетом достает фигурку и выполняет упражнение.
Игра на развитие слухового внимания.
На ритмический круг приклеиваются фишки (например отработка слоговой структуры любого типа) с помощью малярного скотча, ребенку необходимо отклеить фишку и назвать картинку. Усложнить задание можно следующим образом. Написать цифры в пределах 3 на каждой фишке. Сказать ребенку: «Слушай, сколько раз я ударю в бубен, такую цифру ты находи и отклеивай фишку».
Игра «Позвони маме»
Инструкция: «Ребенку нужно запомнить последовательность цифр, после прокрутить каждую цифру. Можно после каждой цифры, например, порычать, если до этого на занятии автоматизировали изолированный звук»
Кроме нарушений общей и мелкой моторики у дошкольников с
дизартрии выявляется и нарушение моторики
артикуляционного аппарата, которое проявляется в виде изменения тонуса
мышц органов артикуляции (гипотонус, гипертонус, нарушении
координации движений, наличии содружественных движений, дрожании губ
и языка, саливации.
Для выполнения артикуляционных упражнений сейчас очень много различных пособий. Я расскажу о своих любимых. Первое, это пособие с фонариком «Космический полет». Ребенку необходимо помочь космонавту добрать до своей станции. Ребенок подсвечивает звездочку фонариком, после выполняет упражнение. Упражнение «чашечка»-Предлагаем ребенку поиграть с веселой обезьянкой.
Обезьянку вешаем на язычок и ребенок удерживает. Также можно в чашечку капнуть капельку сока или воды, а лучше кефира, так будет лучше видно ребенку, вытекает ли содержимое или нет. Безусловно, любая еда и вода с разрешения родителей.
С помощью лого-бусины закрепляем упражнения «часики», формируем артикуляционный уклад для упражнения «трубочка»- сплевываем бусину, используем бусину в качестве жевательного тренажера, укрепляем круговую мышцу рта- удерживая бусину губами, формируем артикуляционный уклад для упражнения «чашечка», удерживаем под счет, увеличиваем амплитуду движений языка-передвигаем бусину влево-вправо, вверх-вниз с помощью языка.
Также развивая слуховое внимание можно наклеить наклейки на щеки и нос, подбородок. После сказать: «Сначала язычок тянется к слону, потом ко льву, потом к зебре. И так далее меняя инструкцию.
В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией будет способствовать более быстрой коррекции нарушений у ребенка.