Судаба Оруджова
Развитие движений во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие основных видов движений детей второй младшей группы.
Систематическое выполнение основных видов движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.
Публикация «Развитие движений во второй младшей группе» размещена в разделах
Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил.
Индивидуальную работу с воспитанниками по развитию основных видов движений мы проводим в соответствии с планом взаимодействия с инструктором по физической культуре.
При организации индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию основных видов движений мы учитываем возрастные особенности детей и используем методы и приёмы наиболее эффективные для данной возрастной группы.
Прежде всего, широко применяется показ. В основе его исторически сложившаяся способность к имитации (подражанию, к воспроизведению того, что делается в окружающей среде. Ввиду того что внимание детей не устойчиво и имеет непроизвольный характер, они часто не замечают главных деталей показанного движения. Поэтому показ обязательно сопровождают объяснением, лаконичным и понятным.
В своей работе с детьми 3-4 лет мы используем метод образного объяснения упражнения, учитывая при этом высокую способность малышей к имитации, подражанию. Например, идти мягко на носках, «как мышка»; во время бега поднимать колени, «как лошадка», и т. д.
У младших дошкольников — образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт. Поэтому показ движений занимает у них ведущее место.
Необходимо помнить, что конкретность требований и заданий способствует быстрейшему и более эффективному обучению движениям. При этом обязательно нужно учитывать психологические особенности детей. Нечеткие, непонятные требования и задания ребенок выполняет с грубыми ошибками.
При организации индивидуальной работы по развитию основных видов движения мы стараемся заинтересовать ребенка, вызвать желание правильно выполнить то или иное движение. Для этого применяем задания игрового и имитационного характера.
Ходьба
Наблюдая за ходьбой детей 3-4 лет, нетрудно заметить у них лишние движения, неравномерный темп, слабый мах руками, причем у некоторых из них мах правой рукой более энергичный, чем левой. Некоторые дошкольники ходят на полусогнутых ногах (недостаточное отталкивание носком в конце шага, шаркают ногами, опускают на почву всю стопу и как бы «шлепают» ею, смотрят себе под ноги, опускают голову и плечи, не всегда четко выдерживают нужное направление.
В работе над таким видом движения как ходьба мы особое внимание уделяем координации движений рук и ног во время ходьбы, приучаем детей свободному маху руками, развиваем у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).
Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому мы обязательно напоминаем ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.
Бег
Работа рук при беге несколько отличается от ходьбы: они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, значительно больше, чем при ходьбе.
Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3-4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрямлением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка.
Мы ставим перед собой задачу приучить ребёнка к энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д., не наталкиваться друг на друга.
Равновесие
Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.
Упражнения в равновесии с детьми мы проводим в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20-25 см друг от друга, между предметами.
Во время выполнения упражнений в равновесии мы следим, чтобы ребенок шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги.
При выполнении упражнений в равновесии мы предлагаем детям разное положение рук положение рук: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д.
Лазанье и ползание
Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование (стулья, скамейка, обруч, пал ка).
Упражнения в ползании мы объединяем с движениями, способствующими выпрямлению туловища. Например, после ползания между кеглями встать, поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой.
Наблюдение за детьми показало, что младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность.
Для детей этого возраста упражнения в лазаньи представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее.
Постепенно мы добиваемся, чтобы дети во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них, но пока двумя ногами, так как расстояние между перекладинами слишком велико. При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.
Упражнения в подлезании в осенний период мы проводим в группе в свободное от других видов деятельности время. Для этого используем ворота из мягких модулей, обручи или дуги. Подлезание под дугу или ворота из мягких модулей и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, де лает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу. При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище, а затем вторую ногу.
Прыжки
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д., у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.
Прыжок в длину с места
Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Мы предлагаем детям прыгать через ленту или «ручеек», выложенный из двух лент или скакалок.
Для правильного и быстрого овладения этими упражнениями мы проводим подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики:»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики» и т. д.
Метания
Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.
Для детей 3-4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная). с детьми нашей группы мы проводим упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.
Также упражняем детей в подбрасывании мяча вверх и ловле его обеими руками. При этом необходимо следить, чтобы ребёнок мяч держал обеими руками, опущенными вниз, подбрасывают его вверх над головой на 0,5 м, а затем ловит двумя руками, не прижимая к туловищу.
При обучении ОВД мы стараемся соблюдать следующие правила:
1. Помоги, но не навреди.
2. Заинтересуй, но не настаивай.
3. Каждый ребенок индивидуален.