Куликова Дарья Юльевна
Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей не в специализированные коррекционные школы, а в массовые образовательные учреждения.
Публикация «Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи, как основной фактор готовности к обучению в школе.
В норме, усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения.
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников, так как исследования педагогов-психологов показывают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, звукослоговая структура слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматический строй речи,зрительный гнозис,оптико-пространственный праксис,память,внимание,моторная функция, мышление;имеет место недоразвитие познавательной деятельности, и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» чрезвычайно актуальной и своевременной.
Рассмотрим аграмматическую дисграфию, как один из распространенных видов у детей с общим недоразвитием речи.
Характеристика аграмматической дисграфии. Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
Характерные ошибки. Характерными ошибками в устной речи у дошкольников могут быть:
•искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козлёнки»);
•изменение падежных окончаний («много деревов»);
•нарушение предложных конструкций (над столом - «на столом»);
•изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);
•изменение числа существительных («дети бежит»);
•нарушение согласования («бела дом»);
•нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении).
В дальнейшем эти ошибки проявляются у детей в школе на письме.
В связной письменной речи у школьников выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
Чтобы этого не допустить, необходимо формировать грамматический строй речи еще в дошкольный период. И чем раньше, тем лучше.
Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии.
Для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводится следующая работа:
1. Работа над словоизменением:
- образование множественного числа имен существительных;
- согласование прилагательных с существительными;
- согласование существительных с числительными.
2. Работа над словообразованием:
- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
- образование глаголов при помощи приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование названий детенышей животных;
-подбор однокоренных слов.
3. Работа над предлогами (пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений).
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Работа над предложением.
6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Методы и приёмы в работе по профилактике аграмматической дисграфии.
Важным моментом профилактики дисграфии и подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры,как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности дошкольника.
На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.
Практическая значимость позволяет устанавливать взаимосвязь между начальными ступенями образования (речевой группой детского сада и школой) и оптимизировать работу по профилактике дисграфии.
В связи с этим мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению аграмматической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.
1.«Один-много» (цель: образование множественного числа существ. в
Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;
2.«Помоги сосчитать» (цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;
3.«Кто спрятался за деревом?» (цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные») игра на фланелеграфе;
4.«Кто спрятался за забором?» (цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Домашние животные») игра на фланелеграфе;
5.«Кто спрятался в джунглях? (цель:образование притяжательных прилагательных по теме – «Животные жарких стран») игра на фланелеграфе;
6.«Хвосты» (цель:образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»);
7. Играйки Н. В Нищевой (№1, №2, №3);
8.«Помоги повару» (цель:образование относительных прилагательных по темам – «Фрукты», «Ягоды», «Овощи»);
9.«Волшебный паровозик» (цель:образование слов с помощью суффикса - ИЦА) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница и т. д.)
10.«Помоги маме найти детёныша» или «Собери семью» (цель:образование названий детенышей животных, птиц) картинки или макеты;
11.«Назови ласково» (цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных по всем лексическим темам»;
12.«Из чего мы сделаны» (цель: образование относительных прилагательных)стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.
13.«Маленький, большой, огромный» (цель: образование слов с помощью суффикса – ИЩА, -ИЩЕ) котик – кот – котище…
14.«Рассказы в картинках» часть1, часть2 (цель:составление рассказа по серии связанных по смыслу картинок);
15.«Маленькие слова» (цель:правильное употребление предлогов);
16.«Новые слова» (образование новых слов, с помощью приставок);
17.«Какой? Какая? Какое? Какие?» (цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе);
18.«Кому что дам?» (цель: образование существительных Дательного падежа по теме – «Инструменты») Повару дам (что) – поварёшку…
19.«Профессии» или «Кто чем работает?» (цель:образование существительных Творительного падежа) Столяр работает (чем) – рубанком…
Работа над предложением.
Работа над предложением осуществляется по следующему плану:1. Двусоставные предложения, включающие существительные в Им. п. и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растёт).
2. Распространённые предложения из 3-4 слов (Девочка моет куклу. Девочка гладит платье утюгом.)
Полезной является работа по распространению предложений с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка даёт внучке ленту. - Бабушка даёт внучке красную ленту. -Бабушка даёт внучке красную длинную ленту.
При построении предложений полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы и отношения между ними.
Виды заданий:
1. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.
2. Подбор предложений к данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой.
3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.
4. Из двух предложений выбрать то, которое подходит к предложенной схеме. Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.
Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:
•дидактическая игра должна опираться на программный материал;
•дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
•пособия, используемые логопедом или воспитателем при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;
•условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Практический опыт заключается в классифицировании и дифференцировании дидактических игр, как средств профилактики дисграфии с указанной категорией детей.