Крепак Юлия Владимировна
Доклад на тему «Особенности адаптационного периода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности адаптационного периода».
«Особенности адаптационного периода».
…Твёрдо убежден, что есть качества души,
Без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте -
умение проникнуть в духовный мир ребёнка.
Сухомлинский В. А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.
Публикация «Доклад на тему „Особенности адаптационного периода“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными. Могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, что бы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным. Много здесь зависит от воспитателей, берущих на себя ответственность за помощь родителям психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами
В. А. Сухомлинского, «Проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация является активным процессом приводящим к позитивным (адаптированность,т. е, совокупность всех полезных изменений организма и психики) к результатам или негативным (стресс). при этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренней комфорт (эмоциональная удовлетворённость)и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Прежде, чем отдать ребёнка под опеку воспитателей яслей, необходимо провести соответствующую подготовку. Как показывают исследования постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, обличает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти индивидуальный подход к нему. Входе, комплексного исследования, проведённого учёными разных стран, было выделено три фразы адаптационного процесса : 1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушения сна, снижению аппетита, регрессу речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Фаза компенсации или период адаптированность. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойно (длится 3-5 месяцев).
3. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три –пять месяцев).Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в д/с нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза, не более десять дней, без осложнений. Вес без изменений, адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в д/с. Нервно психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности).Заболеваемость до 2 раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился. Тяжелая адаптация : характеризуется, во- первых, значительной длительностью (от 2 до 6месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Адаптация может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
1. Вариант: поведение нормализуется к 60-му дню пребывания д/с.
Нервно психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Заболевания - более 3 раз сроком 10-ти дней. Ребенок не прибавляет в весе, не растёт в течении 1-2 кварталов.
2. Вариант: дети старше 3 лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведение нормализуется к 3-му месяцу пребывания в д/с. Нервно психическое развитие отстает от исходного на 2-3квартара. Замедляется рост, вес.
Учитывая исследования ученых мы в своей практике используем критерии, разработанные Институтом педиатрии: нарушение сна, питания, проявление отрицательных эмоций в общении; боязнь пространства, частые заболевания, снижение веса.
Адаптация- это не только процесс привыкания ребенка в д/с на первых порах, но и выработки умений и навыков в повседневной жизни.
Безусловно, в поведении любого процесса главная роль, создать ребенку положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формулируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускорит и облегчит протекание адаптационного процесса.