Светлана Мирошниченко
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 села Солёного
муниципального образования Мостовский район
Доклад на тему:
«Опытно-экспериментальная деятельность,
как метод экологического воспитания дошкольников»
Подготовила воспитатель :
Мирошниченко Светлана
Алексеевна
2020 г.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.
В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Особенно благодатный период – лето, начало осени, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.
Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй.
Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, стараемся донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог, дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Наша работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
В своей работе с дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
Основные цели и задачи:
Основная цель нашей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия, делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.
1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.
2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.
4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
Работу по экологическому воспитанию дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность строим по следующим принципам:
• Постепенное – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей, (систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы)
• Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений.
• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы.
Зона экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельности может быть очень обширной и содержать в себе: территорию, зелёную зону детского сада, видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда.
В группе, например для наблюдений можно использовать : комнатные растения, их видовое разнообразие, а также приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, лупу, зеркала, цветные стёкла, ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья, соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и многое другое.
Для того чтобы детям было интересно мы используем в своей работе:
- Конспекты и занятия по экологическому воспитанию дошкольников.
- Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»
- Демонстрационные знаки поведения в природе.
- Различные плакаты экологического содержания
- ИКТ (информационно-компьютерные технологии)
Из полученного нами опыта экологического направления, был сделан вывод, что детям очень нравятся занятия с элементами экспериментирования; целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них; экологические наблюдения и опыты на участке детского сада; наблюдения и проведение экспериментов на нашем огородике, с фиксацией в дневнике; экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»; самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей); беседы с использованием показом слайдов на ДВД.
Немаловажное значение имеет работа с родителями
Главной задачей во взаимодействии с родителями является по нашему мнению:
• Установка партнёрских отношений с семьями воспитанников и объединения совместных усилий для развития и воспитания детей (проводятся родительские собрание, где поднимаются вопросы экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой») и др.
• Создание атмосферы общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)
• Активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»и др.
• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в конкурсах проводимых в нашем детском саду «Осень золотая».
• Озеленение участков весной.
• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего года.
Итог:
Наша работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Проект длился не долго, но даже на протяжении этого короткого времени, виден результат, дети, да и родители, стали бережнее относится к окружающему их миру, стали внимательнее, добрее. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников.
Экспериментально - исследовательская деятельность в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.) . Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается и в речи, что сейчас очень актуально.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Заключение:
Результатом нашего опыта работы явилось :
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Подводя итог своему небольшому пока опыту работы по экологическому воспитанию я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Используемая литература
1. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
2. Н. А. Рыжова, «Наш дом природа» М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с. : ил. ISBN 5-9715-0004-Х
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 336 с.
4. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
5. 28. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа» : блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М. : ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
6. Рыжова, Н. А. Экологический проект "Мое дерево" : для детских садов и начальной школы / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз-Дидактика, 2006 ; Творческий центр Сфера. - 256 с.