Елена Незнайкина
Родительское собрание: «Традиционная народная культура как средство всестороннего воспитания детей».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с №8 «Радуга» г. Ликино-Дулёво
на тему:
«Традиционная народная культура как средство всестороннего воспитания детей».
Мастер класс
на тему:
«Изготовление народной тряпичной
куклы – Веснянки».
Подготовила воспитатель
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Родительские собрания в детском саду
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
МБДОУ д/с №8 «Радуга»
Незнайкина Елена Юрьевна
Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа как исторической личности.
Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много разных интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, игрушкам, им на смену приходят мультики и игры Запада.
В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
В нашем детском саду над темой: “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” мы работам уже не первый год.
Главная цель нашей работы знакомить детей, начиная уже с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.
Наиболее успешным приобщение дошкольников к народной культуре будет при активном участии в этом процессе родителей. Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие вашего малыша.
Основная цель нашей с вами работы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды, дающий всё самое ценное из поколения в поколение.
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Вы можете стать активными участниками педагогического процесса: принимать участие в проведении русских народных праздниках, участвовать в играх, активно обсуждать вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах, в изготовлении атрибутов для мини-музея “Игрушка своими руками”.
Одним из таких атрибутов является народная кукла. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий.
С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.
Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свёрнутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса – волосяная либо кудельная, наряд из пёстрых лоскутков – вот такая была кукла. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значение сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далёким и всё равно близким. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.
В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт народа. Сам процесс изготовления текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из ношенной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придаётся новое качество. Изношенные вещи рвутся на аккуратные полоски, квадраты, что символизирует переход от хаоса к порядку.
В конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передаёт образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. Важна роль материала из которого создавалась каждая из таких кукол. Материал должен быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия – по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.
Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Сегодня я проведу с вами мастер класс по изготовлению народной куклы «Веснянки».
Кукла веснянка своими руками. Мастер класс
Тряпичная кукла «Веснянка» (по мотивам традиционной народной куклы)