Наташа Яровенко
Игровые обучающие ситуации как одна из эффективных форм работы с дошкольниками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Можно выделить несколько типов ИОС.
ИОС с игрушками- аналогами — изображениями реально су-ществующих предметов и объектов — могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2- 3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.
Публикация «Игровые обучающие ситуации как одна из эффективных форм работы с дошкольниками (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.
ИОС в виде воображаемого путешествия зоопарка, досто-примечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.
Игровые образовательные ситуации-иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые образовательные ситуации- проблемы и ситуации-оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение.
Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
И. Практическая часть
Задание № 1. Определить, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.
1. Уж ты котенька, коток.
Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми,
Сколько деток, погляди! Как у нашего кота
Как у котика усы удивительной красы!
Глазки смелые, Зубки белые!
(Ситуация- иллюстрация.)
2. Дети - активные участник сценки «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» ( М: Эксмо, 2006). Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.
Дочка: Я смотрю, смотрю на поезд.
Оказалось, длинный он.
Значит, надо долго-долго
Нам еще искать вагон.
Мама: Вот поэтому пораньше
Пришлось к поезду прийти.
На билетах написали. Что вагон наш номер три.
Дочка: Долго мы его искали.
Сбились с ног уже совсем.
Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три!
Вот, мама, посмотри!
(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда.)
Сын: Едем мы уже давно. Поезд дальше мчится.
Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться.
Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно!
Отец: Не ложись там, сынок,
Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя -
Можно и свалиться. Стукнуться об пол иль стол,
Больно ушибиться.
Сын: Ничего, я подрасту -
Это же несложно. Вот тогда и наверху
Спать мне будет можно.
(Ситуация- упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)
Задание № 2. Игра «Маленькое Нет». Определить, к какому типу игровых обучающих ситуаций относится игра и почему:
Маленькое Нет сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно дей-ствительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое. Тут подходит женщина и спрашивает: «Могу я сесть рядом с тобой?» Маленькое Нет тихо шепчет: «Нет. Мне было бы лучше побыть одному». Женщина не услышала его и села на скамейку. Тут подходит мальчик и спрашивает: «Могу ли я получить твою шоколадку?» Маленькое Нет опять тихо шепчет: «Нет, я бы охотно съел ее сам». Но мальчик также не услышал, забрал у маленького Нет шоколадку и начал есть. Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое Нет в парке, и сказал: «Привет, малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?» Маленькое Нет в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина ничего не услышал, подошел к маленькому Нет и собрался его поцеловать.
Тут наконец терпение маленького Нет лопнуло. Оно встало, вы-тянулось в высоту и во весь голос закричало: «НЕ-Е-ЕТ!» и еще раз: «НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!» Женщина, мальчик и мужчина широко открыли глаза: «Почему же ты так не сказал сразу?» — и пошли дальше своей дорогой.
А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое Нет, а большое «НЕТ». Оно большое, сильное и громкое, и оно думает: «Стало быть, так. Если всегда тихо и нерешительно говорить „нет", люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить „НЕТ"».
Так маленькое Нет стало большим НЕТ.
(Ситуация-проблема. Ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать их.)
Задание № 3. Проблемная ситуация. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? (Подарить другому, сдеяать поделку, разрезать на папы, превратить в закладку для книги и др.)
Задание № 4. Игра «Если бы я был деревом» (под музыкальное сопровождение). Участники игры стоят, покачиваясь из стороны в сторону.
Если бы я был деревом,
Мои ноги бы росли и росли
Все глубже и глубже в землю.
Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши.
Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.
Они росли бы все глубже и глубже
И искали бы мне воду, чтобы пить.
Но самое лучшее -
Мне не нужны были бы ботинки.
Потому что мои новые ноги назывались бы. (корни).
Если бы я был деревом,
Моя кожа стала бы твердой и жесткой
И даже стала бы шершавой.
Она была бы вся в буграх и бороздах.
Я даже чувствую, что она морщинистая.
Но эта моя новая морщинистая кожа
Защитит меня от ран.
А дети поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки
На этой новой коже, которая называется. (кора).
Если бы я был деревом,
Мои руки тянулись и тянулись бы к солнцу.
И у меня росли бы новые руки, одна за другой,
Сначала одна, потом еще и еще.
Как это здорово —
Так далеко и высоко дотянуться.
Быть приютом для птиц,
Чтобы они могли отдохнуть.
А если мне повезет, они совьют на мне гнездо.
Эти новые красивые и длинные руки
Будут называться. (ветки).
Если бы я был деревом,
Мои руки покрылись бы почками,
А внутри каждой плотно свернутой почки
Была бы маленькая пищефабрика, ждущая света.
Каждую весну мои почки бы раскрывались
И становились бы зелеными и нежными.
А в летний зной они давали бы прохладу и тень.
А осенью, когда холодает,
Они стали бы красными и золотыми,
А потом падали бы, танцуя на ветру.
Потому что эти производители еды назывались бы. (листья).
Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!
Задание № 5. Доказать, что предложенная ситуация относится к ситуации-оценке.
Петя не знает, чем бы заняться.
Стал он собаку дразнить - развлекаться!
Прыгает рядом, зовет за собой
И отбирает тарелку с едой.
Долго собака терпела, скулила,
Но не сдержалась, его укусила.
Пете теперь будут руку лечить.
Больше не будет собак он дразнить.
Г. Шалаева, О. Журавлева
Вывод. В ИОС обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими.