Тамара Валерьевна Просолова
Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание - одна из важнейших частей воспитания дошкольников. Патриотическое воспитание - деятельность, направленная на формирование у детей любви к Родине (будь то страна, город или село, чувства патриотизма и гордости за место, в котором они родились, в котором живут. Также к этой составляющей воспитательного процесса относят формирование у дошкольников уважительного отношения к культуре и природе своей родины, толерантного отношения ко всем людям.
Публикация «Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Патриотическое воспитание следует начинать с самого детства, с дошкольного возраста. Именно в эти годы у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. Яркие воспоминания и впечатления, которые связаны с формированием патриотизма, помогут стать детям защитниками своей Родины, оберегать ее и ценить.
В дошкольном образовательном учреждении существует три вида направления патриотического воспитания:
- Экологическое воспитание. Чувство любви к Родине возникает у ребенка с восхищения и изумления от того, что он видит. В детском возрасте все эти впечатления еще не осознанны глубоко, однако имеют существенное влияние на формирования патриотических черт. Общение с природой облагораживает человека, поэтому важно, чтобы детские ощущения были навеяны красотой природа родного города, края, страны. Через приобщение к родной природе в ребенке развиваются многие нравственные качества, в числе которых чувство патриотизма, любви к родной земле.
- Историческое воспитание - процесс изучения истории Родины, формирования сопричастности к историческим событиям. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить детей с историей страны, рассказать о ее памятных местах, достопримечательностях, о великих людях, связанных с историей Отечества. Все это помогает прививать детям такие важные качества, как долг Родине, любовь к Отечеству.
- Культурно-патриотическое воспитание. Очень важно привить детям чувство уважения и любви к культурным ценностям своей Родины, к ее традициям. Приобщение к родной культуре может происходить через чтение сказок, рассказов и фольклора. Обсуждение с детьми поведения и поступков персонажей, помогает сформировать у них основы патриотизма, а также интерес к традициям.
Патриотическое воспитание можно реализовать с помощью следующих форм работы с дошкольниками:
1. создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
2. тематические занятия
3. беседы о родной земле (изучение патриотической литературы, заучивание стихов и песен)
4. взаимодействие с родителями;
5. взаимодействие с социумом (экскурсии).
Ежегодно в дошкольных учреждениях составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению окружающей природы, особенностей традиций родного края и государственной символики.
Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам. Мероприятия по патриотическому воспитанию в детских садах приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Народного Единства, День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День Республики Крым, День Флага и Герба России или Крыма. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мира. Перед мероприятием выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п., стихотворения о войне. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны. При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и мужественные, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько разных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник "Мой папа
герой" - поздравить пап стихами, песнями и танцами военной тематики; спортивно-соревновательные конкурсы - занятие-беседа «Зачем нам нужен мир?», посвященную армии, которая защищает нашу страну.
Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки поделки, развивая свои творческие способности.
Народные праздники. Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его традициями, понять его самобытность. Для этого в детских садах организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, традициями, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами к друг другу, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дошкольники одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника масленица, его смыслом и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.
Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.
Спортивные игры. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель. Перетягивание каната. «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах. «Самый сильный и ловкий» - выталкивание плечом соперников за границы мата. «Богатырская мощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарница», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.
Занятия по изучению государственной символики патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики своейстраны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Моя Родина Россия», «Крым - моя малая Родина», «Символика России». Цель таких занятий - привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия можно проводить с помощью ИКТ.
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки, самобранки, старинную одежду). Другим методом познания родного края является проведение экскурсий по достопримечательностям города. Также проводятся познавательные занятия. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих известных земляках, об истории возникновения и развития своего родного городаа, о природных особенностях края, изучают народный фольклор, рассматривают картинки с изображением родного края.
Таким образом, патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса, так как помогает воспитать маленького патриота, защитника своей Родины.