Ирина Винокурова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Формирование моих интересов осуществлялось под влиянием работ Л. С. Выготского, Б. Т. Лихачёва, В. В. Давыдова, М. А. Васильевой, Н. Ф. Виноградовой, О. С. Богдановой, В. С. Мухиной и других ученых, которые рассматривали процесс развития мышления детей, их способностей овладению знаниями, восприятию окружающей жизни на эмоционально-образном уровне восприятия человека.
Теоретическая база опыта основана так же на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Актуальность проблемы.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Изучая эту тему, я пришла к такому выводу: семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» я стараюсь создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми, ставим определенные конкретные задачи:
• Вызвать интерес детей к истории своего народа, к православным праздникам России.
• Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности связывающей разные поколения.
• Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
• Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
• Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
Разнообразие форм и методов работы.
Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы использую в процессе:
• чтения рассказов;
• экскурсий;
• наблюдений;
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов
Словесные методы в процессе:
• чтения литературных произведений;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед, обобщающих рассказов;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, досугов;
Практический метод использую в процессе:
• организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек);
• изготовления пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей
Использую следующие формы работы с детьми:
• беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания;
• все виды художественно - творческой деятельности детей;
• проведение совместных праздников
• экскурсий, целевых прогулок.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей использую игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта. Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников, которые мы отмечаем всем детским садом. Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Искусство, литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств -нравственных, интеллектуальных, эстетических. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Например: одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит». «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. В своей работе я широко используем беседы. Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их думать и говорить. Часто провожу этические беседы – это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С моей помощью ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а плохо Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Ваши добрые поступки», «Как мы помогаем бабушке и маме», «Что такое дружба?», «Когда и в чем нужна смелость», «Сила - не право» и т. д.
Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств я веду вместе с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры использую следующие методы:
• групповые родительские собрания;
• консультации и рекомендации;
• дни открытых дверей;
• анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье;
• совместные экскурсии;
• совместные праздники, развлечения, ярмарки.
Главный результат моей работы заключается в усвоении ребё нком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Заключение Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации подчеркивается, что «масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьёзную угрозу национальной безопасности и будущему России». Характерной чертой современного российского общества становится консолидация усилий образовательных учреждений, семьи, церкви, государственных и общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.