Елена Александровна Курышова
Доклад на РМО педагогов дошкольного образования «Педагогика сотрудничества ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Под словом «Сотрудничество» подразумевается такой тип взаимоотношений между людьми в процессе деятельности, который характеризуется согласованностью и слаженностью мнений и действий.
В законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
Публикация «Доклад на РМО педагогов дошкольного образования „Педагогика сотрудничества ДОУ с родителями“» размещена в разделах
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Успешным партнерство может быть при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, совместное стремление создать все необходимые условия в развитии потенциальных возможностей детей – основные формы взаимодействия педагога с родителями на современном этапе развития системы образования.
Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и в большинстве своем -далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей?
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем детском саду решается в следующих направлениях:
- ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
-повышение педагогической культуры родителей.
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные принципы взаимодействия с родителями, которые мы используем в своей работе :
Во-первых, это доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Мы общаемся с родителями ежедневно, и именно от нас зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателей с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Во-вторых. это индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Мы, воспитатели, общаясь с родителями, должны чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь нам на помощь приходит человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
В- третьих, мы применяем не наставничество, а именно сотрудничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее бывает создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
В- четвертых, это ответственная подготовка ко всем мероприятиям
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы стараемся подготовить очень тщательно и серьезно. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
В-пятых,это динамичность.
Наш детский сад сегодня старается находится в режиме развития, а не функционирования, т. е. мы стараемся быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинаем мы с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Всем нам хорошо известны такие достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей : беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Однако традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение (непонимание между семьей и доу? Для этого в своей работе необходимо использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Такие формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к детскому саду, установление неформальных контактов и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы сотрудничества.
В наше м детском саду мы используем такие нетрадиционные формы общения педагога с родителями, как досуговые, познавательные, наглядно - информационные. Среди них можно назвать
- тематические выставки;
- анкетирование, тесты, опросы на любые темы;
- консультации специалистов (логопеда, психолога);
- семейные спортивные встречи;
- участие родителей в праздничных утренниках;
-нетрадиционные формы родительского собрания (круглый стол и т. п)
Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становятся активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей :
-конфликты между родителями из-за детей;
-родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
-невнимание родителей к рекомендациям воспитателя.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой педагоги нашего детского сада стараются доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.