Алевтина Белоногова
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самая ранняя форма познавательной активности – любознательность.
Внешне она проявляется в следующем:
— непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.
В своей деятельности я использую метод проектов как средство развития познавательной активности.
Проектная деятельность будет способствовать:
- успешной адаптации
-активизации познавательной деятельности детей
-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера
-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.
За время работы в группе раннего возраста мною было осуществлено несколько проектов, которые дали положительный эффект. Проекты были совершенно разные – как по длительности проведения, так и по тематике, а также по другим параметрам, но их объединяло многое, и в первую очередь, это комплексность.
Выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.
Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому выбор темы проекта осуществляю сама, основываясь на интересах детей.
Использую подражательно-исполнительский уровень проектов, где активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников.
Например, в 2017 году мной был организован и проведен краткосрочный проект по развитию культурно-гигиенических навыков «Маленькие чистюли». Конечно, в таком раннем возрасте развитие КГН одна из наиболее приоритетных целей, учитывая хотя бы заболеваемость детей этого возраста. Проект проводился в игровой форме, и это было одним из критериев его эффективности, ведь дети еще не понимают значимости КГН, и без определенных навыков и приемов сделать «скучное» мытье рук «интересным» довольно сложно. В своей деятельности я использовала различные занятия в разных образовательных областях, объединенных единой целью и темой – культурно-гигиеническими навыками. Немалую роль в развитии проекта, его эффективности является работа с родителями. Занятия, проводимые воспитателями в детском саду – это половина работы. Наиболее значимую роль в их воспитании, развитии интереса и познавательной активности занимают родители, их поведение, привычки, их пример. Поэтому донести до родителей важность того или иного вопроса, помочь им определить методы и приемы работы с детьми – одна из важных составляющих проекта.
В 2017-2018 году мной был реализован проекта по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возраста с использованием фольклора «С чего начинается Родина». Проект был долгосрочным, информационным. Несмотря на то, что некоторые специалисты рекомендуют проводить с детьми раннего возраста только краткосрочные проекты, я считаю, что долгосрочные имеют в своем распоряжении гораздо больше инструментов для решения главной цели проекта. Кроме прочего, увеличивается срок непосредственного взаимодействия педагога и родителей, что, в свою очередь, позволяет не только решить проблему, но и сделать родителей более лояльными к учреждению, установить партнерские отношения. Немаловажным является продукт проекта и заключительный этап. Например, в вышеуказанном проекте на заключительном этапе была проведена экскурсия «Мой любимый детский сад», которая способствовала развитию у детей познавательной активности и дальнейшей социализации. Продуктом проекта стало изготовление лэпбука «Природа нашего края», который используется детьми по сей день. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, получать положительный опыт общения от взаимодействия со сверстниками и родителями, способствует развитию здоровой атмосферы в коллективе.
Хотелось бы также обратить внимание на дополнительную, социально значимую функцию некоторых проектов. Например, в прошлом году мной был разработан и проведен проект «Покормите птиц зимой» в рамках одноименной акции Керженского заповедника. Проект был долгосрочным и проводился по трем направлениям – работа с детьми, работа с родителями, работа с социумом. В ходе проекта было проведено множество развивающих познавательных занятий с детьми, тематических праздников и мероприятий (в том числе, совместных с родителями, которые положительно сказались на когнитивных, творческих и коммуникативных способностях детей. Особенное место в проекте занял мастер-класс по изготовлению съедобных кормушек – совместное мероприятие детей и родителей, целью которого было распространение знаний и навыков по изготовлению кормушки, привлечение внимания родителей к актуальной эко-проблеме, решение этой проблемы (путем развешивания кормушек на территории детского сада) и совместный труд родителей и детей. Мастер-класс прошел отлично: было изготовлено более 20 съедобных кормушек, дети и родители были увлечены процессом и получили массу приятных впечатлений.
В числе продуктов проекта были изготовленные родителями стандартные кормушки для птиц, которые впоследствии дети с интересом и удовольствием регулярно наполняли кормом, решая таким образом сложную и значимую проблему.