Ольга Ваймер
Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО».
В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Слайд 1.
Публикация «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Уже более 10 лет все наши ДОУ работают по программе «Преемственность» с начальной школой (МКОУ НОШ № 1). Каждый год составляется план совместной работы по осуществлению преемственности. Слайд 2.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы.
С введением ФГОС в наши образовательные учреждения основным этапом в методической работе по организации преемственности стала разработка основных образовательных программ дошкольного образования, Слайд 3
с учётом примерных комплексных программ «От рождения до школы» и «Тропинки», а также различных вариативных «Цветные ладошки», «Умные пальчики», «Умелые ручки», «Детская безопасность», «Ладушки», «Я, ты, мы», «Предшкольная пора» и др.
Слайд 4. Содержание образовательной деятельности выстроено в пяти образовательных областях (соответствующих основным направлениям развития ребёнка, которые реализуются через различные виды детской деятельности. Приоритет отдаётся игре.
Сотрудничество всех детских садов и начальной школы осуществляется по трё м основным направлениям:
организационно-методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей по разрешению существующих проблем, изучение и обмен образовательными технологиями, используемыми педагогами ДОУ и школ);
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Что касается организационно-методической работы, то здесь мы имеем большой опыт работы и разнообразие форм её проведения, это-
Слайд 5-6
взаимопосещение и проведение непрерывной образовательной деятельности МКДОУ и уроков в школе с последующим обсуждением насущных проблем;
традиционные недели пед. мастерства,
Слайд 7 .
мастер-классы, семинары по использованию современных форм, методов и технологий обучения;
Слайд 8.
беседы и консультации по вопросам подготовки детей к школе.
Дни открытых дверей;
Слайд 9.
тренинги профессионального роста с педагогом – психологом;
Слайд 10.
работа лого-пункта на базе МКДОУ.
педагогическая и психологическая диагностика индивидуального развития каждого ребёнка в подготовительных группах в начале и конце учебного года;
заполнение педагогами ДОУ индивидуальных карт развития будущих первоклассников, которые передаются в начальную школу;
Особенно следует отметить совместную работу педагогов ДОУ и начальной школы (ПМПК) по инклюзивному образованию, а также по внедрению в практику современных методов работы по развитию детской инициативы (Совместное планирование образовательной деятельности, утро радостных встреч, детский совет)
Пример: Методика планирования по Л. В. Свирской
В 2015-2016 учебном году была апробирована и внедрена в работу методика совместного планирования Л. В. Свирской, которая помогла воспитателям изменить свои взгляды на методы воспитания и развития современных детей. Каждый понедельник, собираясь в группе, малыши делятся друг с другом своими впечатлениями о прошедших выходных, после чего возникает наиболее интересная для них тема. Они вместе с педагогом сначала выяснили, что они уже знают по этой теме, далее что хотели бы узнать и что для этого необходимо сделать. Дошколята проявляли свою инициативу, умение планировать свою деятельность и решать поставленные задачи. Они увлечено работают над ней на протяжении недели. Результатом работы по теме было итоговое событие в виде: праздника, выставки, изготовления макета и т. д.
Работа с детьми
Основные образовательные программы детских садов обеспечивают :
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по 5–ти основным образовательным областям (направлениям развития и образования) :
«Физическому развитию»,
«Социально-коммуникативному развитию»,
«Познавательному развитию»,
«Речевому развитию»
«Художественно-эстетическому развитию».
достижение воспитанниками готовности к школе.
Слайд 11.
Данное направление реализуется МКДОУ через проведение непрерывной образовательной деятельности, сюжетно-ролевых и других видов игр, тренингов,
Слайд 12. рассказов, бесед на школьную тематику; встреч с учащимися школы и через совместное участие в акциях и конкурсах других муниципальных ОУ.
Детские сады ведут целенаправленную работу по воспитанию у детей положительного отношения к школе через различные виды детской деятельности.
Слайд 13. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии в школу воспитанников подготовительных групп. Учителя будущих первоклассников со своими учениками отвечают на все вопросы детей,
Слайд 14. знакомят с экспонатами школьного музея, библиотекой,
Слайд 15. с кабинетами и классами, где проходят уроки.
Слайд 16. Большой интерес всегда вызывает у дошколят знакомство с интерактивной доской.
Детские сады ежегодно проводят Дни открытых дверей, на которые приглашают гостей из школы. Детский сад организует показ спектаклей, концертов, просмотры образовательной деятельности,
Слайд 17. выставки детских рисунков и поделок и даже дегустацию блюд.
Частые и желанные гости детских садов – это наши выпускники, а особенно первоклассники, которые активно участвуют в различных мероприятиях.
Слайд 18. В рамках реализации АОП для детей с ОВЗ проводятся коррекционно- развивающие занятия узкими специалистами ДОУ и учителем- логопедом.
Слайд 19- 21. В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса. Воспитатели применяют интересные инновационные методы и формы поддержки детской инициативы и самостоятельности, учитывая интересы, потребности
и индивидуальные особенности дошколят :
- методы проблемно-развивающего обучения;
- метод проектов.
Пример – «Динозаврики».
3. Работа с родителями.
Слайд 22
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Работа с ними строится по содержанию преемственности. По определению понимания, как помочь ребенку сформировать предпосылки учебной деятельности в ДОУ и УУД в начальной школе.
Формы взаимодействия с родителями используются самые разнообразные:.
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
Дни открытых дверей;
Слайд 25. анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
заседания родительских клубов, (создан родительский клуб «Школа первоклассных родителей») ;
оформляются информационные стенды, папки – передвижки с рекомендациями специалистов ДОУ и учителей проводятся индивидуальные консультации.
на сайт ДОУ внесены информационные материалы по подготовке детей к школе.
Наши проблемы.
Не смотря на большой опыт работы по преемственности у нас есть проблемы, которые следует решать:
- завышение требований к готовности ребёнка к обучению в школе (при поступлении в школу первостепенным является наличие у ребёнка определённых знаний, умений и навыков (умение читать, считать, решать задачи и примеры и т. д., а не развитие его личностных качества, которые будут способствовать успешному обучению в школе (любознательность, активность, самостоятельность, инициативность, умение отстаивать свою точку зрения и т. д.);
- несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада, начальной и средней школы;
- вынужденное выстраивание дошкольными учреждениями образовательного процесса в «школьной» логике;
- недостаточно отработанная существующая система педагогической и психологической диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой.
Слайд 28. Таким образом, решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень достижений обучающихся и подготовить их к обучению на следующий уровень образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого ребёнка.
Слайд 29. Поздравление … пожелать творческих успехов, здоровья и единства и согласованности в работе по преемственности.