Надежда Тихомирова
Доклад на педагогическом совете
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация художественно- эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.
Художественно- эстетическое развитие предлагает развитие предпосылок целостно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.)
Публикация «Доклад на педагогическом совете» размещена в разделах
Художественно- эстетическая деятельность- деятельность специфическая, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как творческая личность.
Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
"Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана программа эстетического развития младших школьников «Я расту, я развиваюсь». Основой в программе эстетического воспитания является искусство: музыка, изобразительное искусство, танец, театр. Идея концепции программы эстетического развития - формирование творчески активной личности ребенка, способного воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ.
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Задачи художественно-эстетического развития
• Изучение современных подходов к проблемам художественно- эстетического развития дошкольников;
• Создание условий, способствующих реализации художественного- эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
Использование современных технологий в художественно- эстетическом развитии детей;
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
• построение работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
• формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
• ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
• приобщение к работе родителей;
• посещение выставок, концертов, экспозиций;
• если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
• создание насыщенной предметно-пространственной среды;
организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников.
Основные компетенции педагога :
Обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования.
Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.
Вовлечение родителей в педагогический процесс (художественно эстетическое направление)
Информационно- аналитическое (анкетирование, тестирование)
Познавательное (собрание, беседы, создание предметно-развивающей среды)
Наглядно -информационное (родительские уголки, выставки, дни открытых дверей)
Досуговое (праздники, развлечения, экскурсии).
Система работы по художественно- эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновления содержания образования;
создание условий для художественно- эстетического воспитания;
организация образовательного процесса;
координация работы с другими учреждениями и организациями;
Все культурные ценности, накопленные человечеством- результат творческой деятельности людей. И то, на сколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.