Светлана Рудина
Доклад о неделе передового мастерства «Проектная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги.
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности.
Веракса Николай Евгеньевич и Веракса Александр Николаевич выделяют три типа проектной деятельности.
Познавательно-творческая проектная деятельность
Цель: создается новый познавательно-творческий продукт. Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Публикация «Доклад о неделе передового мастерства „Проектная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Исследовательская
Цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как правильно носит индивидуальный характер.
Нормативная
Цель: минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
1 Нормативная проектная деятельность.
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Работая в детском саду и наблюдая за детьми во время игры, на занятиях, их общением друг с другом, отношениями я пришла к выводу, что многих конфликтных ситуаций в любых видах деятельности можно было бы избежать, если бы изначально в группе существовала определённая база правил, которая распространялась на все виды деятельности. Поэтому меня заинтересовала необычная тема как нормативный проект или нормотворчество. А именно введение определенных норм, правил через творчество детей. Этой проектной деятельностью я занимаюсь уже более 6 лет.
Нормативная ситуация – это стандартная ситуация социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения.
Нормативная ситуация включает в себя следующие компоненты: материальные свойства или признаки, ситуации или правила, т. е. предписанные способы действия.
Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость введение той или иной нормы.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребё нка можно разделить на три группы: а)запрещающие, б)позитивно нормирующие, в)поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы нормотворческие.
Стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.
Этапы нормативной проектной деятельности :
На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а, во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
На третьем этапе педагог просит детей схематично изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
На четвертом этапе педагог просит детей встать в круг и поочередно рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок высказывает свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали, обсуждаются представленные необходимые детали. Воспитатель акцентирует внимание на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правило. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила и выставления его на видное место.
В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этап, разделив лист бумаги на две части линией и попросить с левой стороны нарисовать сложившуюся ситуацию, а с правой нарисовать правильные действия в данной ситуации. И затем, встав в круг, обсудить нарисованное вместе с детьми.
Используя такой же алгоритм в группе были придуманы «знаки» правила для различных видов деятельности.
Как я уже говорила, эта работа в группе ведется не один год. Хочется заметить, что не всегда будет решаться одна и та же задача, т. е. в разных группах возникает потребность в реализации разных норм правил. Например, в прошлом выпуске возникало много сор и конфликтов из-за того, что когда дети уходили на занятия английского языка подгруппой или индивидуальные логопедические занятия оставляли свои игры незавершенными, а вернувшись с занятия, видели, что оставшиеся в группе ребята изменили или разрушили сложившейся сюжет. Для того, чтобы не возникало ссор и конфликтов, были придуманы правила «знаки» :
Желтый круг – играй в эту игру, но не изменяй сюжет.
Оранжевый круг – можно играть в игру по своему сюжету.
Красный круг – нельзя входить в игру.
С ребятами этого выпуска введение данных правил не понадобилось, т. к. все ребята спокойно воспринимали, что этой игрой или игрушкой играет другой ребенок и входили в игру.
Таким образом, использование «знаков» правил в группе позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.
2. Познавательно-творческая проектная деятельность.
Дети – это самые любознательные существа на свете. На занятиях, в быту постоянно слышаться вопросы а почему, а зачем, а где, а как? И многие, многие другие. И я подумала, а почему бы не дать возможность своим воспитанникам самим ответить на свои вопросы о семье, об окружающем его мире. С детьми за 2,5 года во взаимодействии с педагогом и родителями было сделано не мало.
Познавательные проекты : «Моя семья», «Познакомьтесь – это я», «Мое любимое домашнее животное», «Мое любимое дикое животное», «Я – путешественник», «Как мы отдыхаем летом», «Как я провел Новогодние каникулы», «Великие города России», «Новогодняя открытка».
Творческие проекты : генеалогическое древо семьи, открытка к Дню рождения детского сада, открытка к Дню рождения города, осенний гербарий, книжка-малышка, елочная игрушка, Новогодняя елочка.
Коротко о последних проектах – «Великие города России».
Тематикой месяца ноябрь в нашей группе была «Моя Родина Россия». Тематический план включал в себя беседы о нашей стране, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение книг. Ребята, приходя домой рассказывали родителям, что они узнали нового. Очень часто утром ребенок нес в дар от родителей карту какого-нибудь города, фотографии, проспекты, книги. И тогда ребята сами предложили тематику последнего проекта «Великие города России», а мы воспитатели предложили детям с помощью их родителей, подумать какой же город России может называться Великим и почему. О каких только городах не написано в проектах. Конечно, были по достоинству представлены такие Великие города как Москва, Санкт-Петербург. Очень много ребят рассказало о мало известных городах нашей страны, потому что именно в этом городе находятся корни его семьи. Кто-то с юмором отнесся к творению данного проекта. В одной семье часто произносится фраза: «Йошкин кот», и ребенок, вместе с родителями представил, конечно же город Йошкар-Ола, где существует памятник этому легендарному коту. А еще были представлены города Урала: Магнитогорск, Кыштым, Курган с их необычайной историей, природными памятниками. Конечно они великие города, а как же может быть иначе, ведь мы живем на Урале и мы этим гордимся!
Значение проектной деятельности :
1. Происходит развитие личности дошкольника.
2. Повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи.
3. Развиваются детско-родительские отношения. Происходит сближение родителей и детей, скрепление семейных уз.
И в завершении я хочу отметить, что благодаря проектной деятельности развивается мышление, воображение, речь, творческие способности у детей, происходит сближение родителей и детей, активизируются взаимоотношения педагогов и родителей.