Екатерина Троколь
Доклад-консультация «Важность использования наглядности в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость и важность использования наглядности в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Что бы в полной мере оценить важность и необходимость наглядности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста необходимо обратиться к истокам истории развития народной педагогики в России.
Публикация «Доклад-консультация „Важность использования наглядности в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
После революции 1817 года в России при содействии Владимира Ильича Ленина и его жены Надежды Константиновны Крупской создаются первые детские сады для работающих матерей, в эти сады принимают детей с 2-х недельного возраста и повидать свое чадо матери представится возможность только тогда, когда ребенок достигнет 6-ти месячного возраста и то только по воскресным дням, но это если ребенок доживет до этого времени….
Не смотря на то, что под такие сады отводились большие хорошие здания, условия пребывания детей в них имели очень хорошие условия, дети получали надлежащий уход, питание и медицинское обслуживание, но при всем при этом из 100 детей до 6-ти месячного возраста доживали лишь 12. В чем же причина такой смертности среди совершенно здоровых детей?
В педагогике существует такой термин ГОСПИТАЛИЗМ – нехватка внимания и эмоциональная бедность окружающей среды ребенка. Вот от этого и такая смертность. В данных учреждениях дети находились в совершенно белых комнатах, персонал, который осуществлял уход за детьми всегда находился в белых халатах и медицинских масках на лицах. Персоналу запрещено было проявлять лишние эмоции по отношению к детям, разговаривать с ними и уделять им повышенное внимание. Что вызывало у детского мозга эмоциональный голод, ребенок переставал развиваться и в конечном итоге умирал, а те, кто выживали, имели нарушения и отставания в развитии. И уже только при Сталине по его инициативе в России был создан институт мозга, при котором была создана лаборатория по развитию детей раннего и дошкольного возраста.
Это лишний раз говорит о том, что для гармоничного развития и успешного обучения ребенка важны множественные окружающие факторы. Для ребенка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью.
Ян Амос Коменский, известный чешский педагог, справедливо считал что «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях».
Полноценное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его
непосредственные наблюдения окружающей действительности. Коменскому вторил еще один не менее известный педагог и основоположник научной педагогике в России, Константин Дмитриевич Ушинский, утверждая, что «детская природа ясно требует наглядности».
Значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями:
оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и
слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как
слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.
На занятиях в детском саду у детей в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Наглядность – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные материалы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В зависимости от дидактических функций и возраста детей различают следующие виды наглядности:
1. Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые и т. д.) ее функция знакомить детей с реальными объектами природы.
2. Экспериментальная наглядность (явление испарения, таяние льда) функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов и наблюдений.
3. Картинная (картинки, рисунки, фотографии) ее функция познакомить детей с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
4. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры) функция – знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.
5. Звуковая наглядность (аудиодиски, флешь карты и другие носители звуковой информации) функция – воспроизведение звуковых образов.
6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы) – развитие абстрактного мышления, знакомство с символическим изображением реального мира.
Но несмотря на разнообразие наглядных материалов не стоит забывать о тщательном отборе того или иного вида наглядности и месте его применения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средства наглядности выступают в роли источника знаний в ходе самостоятельной творческой и исследовательской деятельности детей под руководством педагога. А так же служат хорошей зрительной опорой для восприятия окружающего мира.