НАТАЛЬЯ ЛАСТОЧКИНА
Сохранение и укрепление здоровья — основная задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Именно поэтому на первый план выходит здоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья — основная задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В нашем дошкольном учреждении сформированы 4 группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи. Данные дети не имеют противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом, и Все специалисты ДОУ включают в свою образовательную деятельность здоровьесберегающие технологии соответствующие возрасту и состоянию здоровья воспитанников, с обязательным условием контроля нагрузки умственной и физической, исключая упражнения и игры, требующие большого физического и эмоционального напряжения.
В нашем ДОУ также функционирует группа - компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, которую посещают дети-инвалиды. Группа детей очень сложная; все воспитанники требуют особого подхода, поэтому упор идет на здоровьесбережение в индивидуальной работе с каждым ребенком, задачи и направления которой сформированы в индивидуальном образовательном маршруте для каждого воспитанника этой группы, где учитываются специфика психики и состояние здоровья.
Среди наиболее частых патологий у детей с ОВЗ особое место занимают нарушения речи, заболевания нервной системы и психической сферы. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому узким специалистам, воспитателям групп, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и корректировать психическое и физическое состояние ребёнка.
Учебная деятельность педагогов нашего ДОУ с детьми с ОВЗ заключается в систематическом применении технологий сохранения и стимулирования здоровья и соблюдении принципов их применения.
Мы, инструктора по ФК, особое внимание уделяем упражнениям на развитие мелкой и общей моторики. Обязательно используем в конце каждого занятия релаксацию для снятия напряжения после сильных переживаний и физических усилий.
Воспитатель использует изученные на занятиях по физической культуре здоровьесберегающие технологии в режимных моментах в течение всего дня пребывания с детьми (при проведении утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, в индивидуальной работе и во время проведения своей образовательной деятельности в виде динамических пауз и физминуток, во время прогулок и развлечений). Артикуляционная гимнастика проводится воспитателем в группах детей с ОВЗ ежедневно.
Логопеды и дефектологи используют в своей работе здоровьесберегающие технологии, направленные на коррекцию и развитие речи. Психологи применяют различные виды психогимнастики и релаксации для снятия мышечного и эмоционального напряжения детей с ОВЗ. Сказкотерапия используется психологами и воспитателями для психотерапевтической и развивающей работы.
Музыкальные руководители широко применяют в своей работе Технологии музыкального воздействия. Музыка влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров и активизации коры головного мозга.
Руководитель ИЗОстудии 2 раза в неделю проводит занятия с группами детей с ОВЗ. С помощью создания композиций красками, природными материалами, песочной терапии (на световых песочных столах) у детей с ОВЗ развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, успешно развивается межполушарное взаимодействие, зрительно-моторная координация, мелкая моторика.
Таким образом, каждый из педагогов, применяя свои здоровьесберегающие технологии осуществляет функцию оздоровления, укрепления и развития детей с ОВЗ, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Педагоги нашего учреждения применяют Здоровье сберегающие технологии в различных формах работы с родителями.
Применение в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.