Чудакова Оксана Михайловна
Опыт работы «Формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы на тему :«Формы работы с родителями»
Для нас, педагогов, не секрет, что цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми для создания единого образовательного пространства «детский сад – семья.»
Публикация «Опыт работы „Формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Воспитательный процесс - это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания является наиболее актуальной в современном мире, так как отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для гармоничного вхождения маленького человека в социум.
Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? В современном образовании существует две точки зрения на эту проблему: следовать традиционным практикам или инновации. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция. Поэтому в нашей работе мы не говорим о традиционных или инновационных формах работы с родителями, мы говорим об эффективных, действенных формах, методах и приёмах.
В работе с родителями выделяются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Работу в своей группе я строю на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования, изучении микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).
Ниже представлен перечень форм, методов и приёмов, позволяющий родителям участвовать в жизни ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию. Традиционные формы работы всем известны, это:
- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
- информационные стенды для ознакомления родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, другими специалистами, занимающимися воспитанием детей, информацией по обогащению знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- тематические консультации групповые, подгруппами (например, для родителей детей левшей, индивидуальные;
- вовлечение в конкурсы уровня детского сада, городского, районного, всероссийского уровня ( например: «Сохраним живую ель», «Новогодняя мастерская», «Твори добро» и др.);
- использование позитивных социализирующих возможностей Интернета: участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах (викторины на портале «Совушка», публикации в сообществе ВК и др.);
- для творческого общения существует такая форма работы с семьей как выставки детско-родительских работ ( темы выставок разнообразны: «Осень», «Подарки для любимой мамы», поделки из природного материала и т. д.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома;
- сбор природного материала для деятельности детей: камешки, семена, раковины, гербарий и т. п. ;
- родители информируются обо всём, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном информационном листе в раздевалке группы, а также в группе WhatsApp;
- приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;
- работа по благоустройству ДОУ (оснащение предметно-развивающей среды, субботники по благоустройству участков группы, субботники по благоустройству групповых комнат);
- проведение родительских собраний, анкетирование, изготовление памяток, буклетов, брошюр;
- посещение семей;
- совместный досуг (например «Ярмарка», организация поздравления именинников группы и т. д)
Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Помощь бойцу» родители могут получить возможность оказать помощь в организации помощи защитникам нашей родины.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.