Галина Ермакова
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
(зачитан на семинаре – практикуме 13.02.2020 г.)
Подготовила: воспитатель группы №1 Ермакова Г. А.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их ду-ховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии – это системно организованная со-вокупность программ, приемов, методов организации образовательного про-цесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, уме-ния и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового об-раза жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесбережения :
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического раз-вития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно про-жить период дошкольного детства.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоров-ление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не-случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерни-зации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Направления работы по здоровьесбережению :
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витаминотерапия).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психоло-гически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двига-тельный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использова-ние приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного про-цесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного простран-ства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его ин-дивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики : - пятиминутки здоровья;
- двигательные переменки между занятиями;
- проведение дней здоровья;
-самомассаж;
- дыхательная гимнастика;
- физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
- занятия по дополнительной образовательной программе «Будущие чемпио-ны» и др.
Хотелось бы подробнее остановиться на занятиях по программе «Бу-дущие чемпионы».
Целью данной программы является – полноценное развитие дошкольника, его физических способностей через организациюфизической деятельности, отличающийся оздоровительным характером, активным проживанием ребен-ка данной деятельности, прочувствование предметно-физических упражнений (действий) и сознательным применением их в различных жизненных си-туациях.
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здо-ровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Поэтому настоящая программа разработана по принципу воздействия на внутренние силы ребенка путем побуждения, активной заинтересованно-сти, а не слепого, механического повторения изучаемого на физкультурных занятиях материала, что позволяет ему быстрее освоить движения, овладеть разнообразными умениями и навыками в двигательной сфере.
Дополнительная образовательная программа «Будущие чемпионы» реализуется воспитателем во второй половине дня. Занятия построены по принципу воздействия на внутренние силы ребенка путем побуждения, ак-тивной заинтересованности, а не слепого, механического повторения изучае-мого материала, что позволяет ему быстрее освоить важные движения, овла-деть разнообразными умениями и навыками в двигательной сфере. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В их основу положена двигательно-игровая дея-тельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании дошколь-ников.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
• Организованная деятельность 1 раз в неделю по дополнительной про-грамме
• Показ, объяснение
• Беседы о здоровом образе жизни
• Консультации для родителей
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов спорта
• Двигательная активность на прогулке
• Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования
• Физкультурныедосуги, развлечения, праздники
• Спортивные соревнования внутри учреждения, а так же на городском уровне
• Экскурсии на стадион, ФОК, бассейн
Методы физического воспитания
• Формировать навыки выполнения основных спортивных упражнений
• Развитие физических качеств
• Привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены
• Воспитывать любовь к занятиям спортом
Средства физического развития
• оборудованные помещения (физкультурно-музыкальный зал для прове-дения организованной деятельности с детьми)
• дидактические игры «Собери ромашку» (по различным видам спорта, «Кто больше знает движений?», «Передай мяч», «Что лишнее?», «Отга-дай загадку», «Море волнуется», «Спортивный инвентарь», «Сложи кар-тинку», «Найди пару», «Хорошо и плохо», «Спортивное домино», «Спорт зимой и летом», «На зарядку становись», «Что к чему», «Собери символ», «Найди отличия»
• спортивное оборудование и инвентарь: канат, скамейки, гимнастическая лестница, мячи (большие для прыжков, среднего размера и маленькие, мешочки с песком, кегли, гири пластмассовые, флажки, гимнастические палки, обручи, скакалки, гимнастические ленты, лыжи, ворота для игр в футбол и хоккей, шайба, клюшки, баскетбольное кольцо, дартс.
В содержание работы по программе «Будущие чемпионы» входят:
Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, в рассып-ную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами, в круг в колонну, па-рами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные общеразви-вающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу.
Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями). Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба «стай-кой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу,«змейкой», с остановками, с при-седанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске, ходьба и бег со сменой темпа и направления.
Бег, не опуская головы.
Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание, одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними.
Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками вдаль, в горизонтальную и вертикальную цели.
Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола. Музыкально-ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из используемых техноло-гий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стой-кую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Литература:
1. И. А. Анохина «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом развитии детей дошкольного возраста в аспекте реализации ФГОС ДО»
2. Программа и технология реализации компетентностного подхода в двигательной дея-тельности детей четвертого года жизни. Н. В. Полтавцева,
И. А. Анохина.
3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проек-тирование, тренинги, занятия/сост. – Волгоград. Учитель, 2009. 4. Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. «Детство – ПРЕСС», 2010.
5. Наглядно-дидактические пособия: Серия «Олимпийские игры. Олимпийские виды спорта», «Рассказы по картинкам» : «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».