Ирина Фатькина
Использование нетрадиционных техник рисования со школьниками с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Школьный период - очень важный этап в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями, реализуются его возможности и проявляется творческий потенциал. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в школьном возрасте является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования со школьниками с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дополнительного образования. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Работая над этой темой в рамках изобразительной деятельности выполняются следующие задачи:
• Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
• Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
• Развивать творчество, фантазию.
• Активизировать детей при выборе тематики.
• Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
• Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
На практике эти задачи реализуются на занятиях по художественному творчеству. Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей:
Обучающихся школьного возраста с интеллектуальными нарушениями можно знакомить с более сложными техниками рисования :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
В рамках занятий по художественному творчеству обучающиеся неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. На занятиях дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога дополнительного образования и детей с интеллектуальными нарушениями при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям в рамках художественного творчества отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности, используя более сложные техники нетрадиционного рисования.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы- вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность восприятия и деятельности.
Опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в детском доме показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!
Из наблюдений можно отметить, что в каждой группе есть обучающиеся, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по изобразительной деятельности. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый пообразцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Как известно, на занятиях по рисованию дети часто копируют предлагаемый им образец, но работая с детьми, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог дополнительного образования вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание школьников с интеллектуальными нарушениями, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей с интеллектуальными нарушениями;
• сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение.
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересноразнообразие материалов, в результате обучающиеся получают успешный продукт деятельности. Такие приемы и методы используются на занятиях по художественному творчеству:
• Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
• Практические – упражнения, игровые методы;
• Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово;
• Словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.
Результатами работы могут быть:
• Организация ежемесячных выставок детских работ.
• Тематические выставки.
• Оформление эстетической развивающей среды.
• Участие в различных конкурсах.
Рисунки школьников с интеллектуальными нарушениями технически грамотны, композиционно оформлены, но в тоже время менее выразительны, это связанно с особенностями развития. По мере овладения навыками творчества у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируется внутренний план деятельности, который ранее отсутствовал.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается в большей степени не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям с интеллектуальными нарушениями чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей[Текст] / В. Б. Косминская. Н. Б Халезова. : Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология». – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1987.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] / И. А. Лыкова, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. [Текст] /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
4. Погодина, С. В. Теория и методика развития изобразительного творчества [Текст]/ С. В. Погодина. – Москва: Академия, 2012. – 352 с.