Елена Ушакова
Доклад «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
по теме: «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
Игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста. Основные функции игры: межнациональной коммуникации, самореализации. Во всех областях образовательной программы ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий. При правильном подборе игр можно создать условия для нормального развития и социализации ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Доклад „Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Следовательно, игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста. Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. У каждого вида игры своя полезность. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Функция самореализации человека в игре - это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Во всех областях образовательной программы ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные (игры с правилами).
Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Дуем — дуем», и др.) Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.). Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.
Сюжетно-ролевая игра является основой для развития театрализованной игры. Со временем дети не только изображают в своих играх деятельность взрослых, но их начинают увлекать игры по знакомыми литературными произведениями. Каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, поэтому театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Дети любят подражать добрым, честным персонажам, таким образом, выражают свое отношение к добру и злу, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются. Воспитатель помогает ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В режиссёрских играх "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". Посредством театрализованных игр развивается творческий потенциал, воображение, внимание, мышление и память детей.
Игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане.
В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. Игра является моделью игры как таковой. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка дошкольного возраста. Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольник – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение ребёнка происходит через детскую игру.
Чтобы обеспечить полноценное социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях детского сада, педагогу необходимо:
1. Создавать условия для возникновения и развертывания игры детей.
2. Создавать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читать вместе книги, прослушивать пластинки, обсуждать события жизни детей)
3. Побуждать детей к развертыванию игры ( обращаться к малышам: "Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим", предлагать детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждать детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваться о правилах игры со старшими детьми и пр.).
4. В качестве непосредственных участников игры предлагать детям образцы различных игровых действий
5. Соблюдать баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегать время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями;
6. Обеспечивать баланс между разными видами игры (подвижными спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).
7. Создавать условия для развития общения между детьми в игре. Организовать совместные игры детей (предлагать игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми).
8. Создавать условия для развития творческой активности детей в игре. Не регламентировать игру детей, избегать воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.
9. Стимулировать детей пользоваться предметами-заместителями, помочь подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.
10. Внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.
11. Организовать игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей, обращать особое внимание на "изолированных" детей
12. Способствовать поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.
13. Поддерживать индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
14. Способствовать развитию у детей разных видов игры.
15. Способствовать возникновению режиссерской игры.
16. Организоватьт игры-драматизации.
17. Побуждать детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
18. Организовать подвижные и спортивные игры.
19. Использовать дидактические игры в педагогическом процессе.
20. Использовать игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2006
2. Детский сад и семья / под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1986 – С. 93-95; 100-101;
3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М. : Просвещение, 1988 – С. 85-87.
4. Игра дошкольника / С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989 – С. 3-4.
5. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004
6 .ФГОС ДО