МААМ-картинки

Интеграция нравственно-патриотического воспитания дошкольников с другими видами детской деятельности

Колесникова Елена
Интеграция нравственно-патриотического воспитания дошкольников с другими видами детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к близким). Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Становится особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своей малой Родине.

Публикация «Интеграция нравственно-патриотического воспитания дошкольников с другими видами детской деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных качеств, к которым относится чувство патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется не только в тяжёлых жизненных ситуациях, но и в ежедневной трудовой и духовной жизни народа.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Особенно важно воспитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Патриотическое воспитание – процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное, физическое воспитание дошкольника. В процессе разностороннего развития и воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Данные образовательные области прописаны в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» от 17.10.2013 года. А именно: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

1. социально-коммуникативное развитие.

Данная образовательная область формирует у дошкольников духовно-нравственные качества, чувство любви к Родине. Эти задачи можно реализовать через непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению с родным городом, которую можно проводить в форме онлайн-экскурсий по достопримечательным местам малой Родины.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности.

Дети должны видеть, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающих, как они выражают своё отношение к тем, кто хорошо работает. Во время прогулок в парк, мы обучаем детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так нами решаются задачи не только познавательные, но и нравственные.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является, приобщение их к трудовой деятельности любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Мы должны поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Чтобы дети поняли значение человеческого труда, необходимо рассказывать и показывать, как, например, выращивают хлеб.

Но ещё в большей степени они осознают сложность труда и необходимость бережно относиться к результатам труда, когда вырастят что-нибудь сами. Детям доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу и краю, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.

2. Познавательное развитие; речевое развитие.

Обогатить опыт детей можно, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом будут знакомиться с ними, рассматривать, изучать.

Большая роль отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, т. к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки занятий. Это ежедневное и постоянное общение взрослого и ребёнка, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине. Беседы лучше проводить с небольшими группами детей.

3. Художественно эстетическое развитие.

Наиболее эффективно воздействие на ребёнка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушивание литературных и музыкальных произведений. Искусство помогает воспринимать то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Не менее важным аспектом является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дети знакомятся с разнообразными способами плетения, рассматривают и лепят глиняную посуду. И предметы обхода, украшают их росписью. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи. Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Такие как «Масленица», «Святки», «Рождество», «В гости к бабушке Маланьи»; новогодние утренники, весёлые спартакиады, день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и др. С детьми проводятся беседы о народных песнях, слушаются фонограммы, исполняются некоторые песни на праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особое удовольствие доставляет детям на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.

4. Физическое развитие.

В качестве основных средств нравственного воспитания используются все компоненты народной игры: фольклор, песни, сказки, праздники. Знакомство с компонентами народной игры целесообразно осуществлять средствами народной игры.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребёнка навыки социального поведения. Например, разнообразные игры в прятки – отражение старинных приёмов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте.

Эффективным видом игровой практики является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми–состязаниями, играми–ловушками, играми с подражаниями, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвкам или по сговору.

Вопросы нравственно-патриотического воспитания невозможно без привлечения родителей. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознаёт понятие «Родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям, демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды только родные, но и всё общество, вся страна.

Всем известно, что родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живёшь, бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся – задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяет обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь приходят родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка становится средством формирования возвышенных чувств. Для родителей можно предложить такие формы привлечения детей к общественной как прогулки, экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам, посещение музеев города.

В работе родителями можно использовать различные методы:

• целенаправленное наблюдение за детьми и родителями;

• составление характеристик на детей;

• педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые);

• опросные методы (анкеты, тесты);

• индивидуальные консультации;

• информационные стенды, папки-передвижки, библиотечка для родителей.

Постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива, детского сада, потом школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.

Литература.

1. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. - М. : Мозаика – Синтез, 2008 г. – 112 с.

2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 г. – 144 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

4. Куцакова Л. В. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. 144 с.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция нравственно-патриотического воспитания дошкольников с другими видами детской деятельности
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 19:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция нравственно-патриотического воспитания дошкольников с другими видами детской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Колесникова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД