Быстрова Ольга
Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста
Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств.
Исходя из данного определения, можно сказать, что субъект, обладающий коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации. Коммуникативно грамотный человек выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее.
Публикация «Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Коммуникативная грамотность содержит два последовательно осваиваемых уровня:
1) знание норм (шаблонов) общения (устного и письменного, принятых в обществе для стереотипных коммуникативных ситуаций и их применение, то есть владение речевым этикетом для обычных ситуаций общения;
2) знание и использование правил и способов эффективной коммуникации в типичных ситуациях общения.
Человек, владеющий первым уровнем коммуникативной грамотности, знает, как надо общаться, а человек, владеющий вторым уровнем коммуникативной грамотности, знает, как общаться эффективно.
Необходимо отметить, что одним из важных условий формирования у субъекта коммуникативной грамотности является его языковая грамотность, которая включает читательскую, орфографическую и нормативно-языковую грамотности. Следует сказать, что языковая грамотность является самостоятельным видом грамотности и поэтому не включается в понятие коммуникативной грамотности, но грамотная в языковом отношении речь способствует благоприятному влиянию на собеседника, то есть может выступать как фактор повышения эффективности коммуникации.
Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.
Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.
Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.
Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются :
наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание субъекта вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта);
знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации;
овладение умениями совместного речевого диалога;
совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, описанные в ФГОС ДО (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования) соотносятся с характеристиками коммуникативной грамотности в части овладения основными культурными способами коммуникативной деятельности, построения речевого высказывания в стандартной ситуации коммуникации, умения общаться и договариваться со взрослыми и сверстниками, учитывая интересы и эмоции других, разрешать конфликты.
Показателем наличия сформированных основ коммуникативной грамотности дошкольников будет являться готовность применять полученный коммуникативный опыт, опирающийся на знания, умения, навыки общения, как в значимой для ребенка деятельности, так и в разных жизненных ситуациях.
Методами и формами развития предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста в разные возрастные периоды будут являться:
младший дошкольный возраст (2–4 года) – игры-эксперименты и игры-путешествия по освоению предметного мира, сюжетно-отобразительные и сюжетные игры, коммуникативные игры и ситуации общения, простейшие поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, чтение художественной литературы и театрализованные игры по их содержанию.
средний дошкольный возраст (4–5 лет) – сюжетно-ролевые и режиссерские игры, коммуникативные игры, игровые проблемные и поисковые ситуации, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, беседы воспитателя и детей с элементами игры.
старший дошкольный возраст (5–7 лет) – проблемно-игровые, проблемно-поисковые ситуации, метод проектов (детские проекты, коллекционирование, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, детское словотворчество (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми коротких стихов, например, лимериков).
Для формирования предпосылок коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно применять следующие педагогические технологии:
Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в общении и игровом взаимодействии со сверстниками. Направлена на создание условий для формирования у детей коммуникативных навыков, способности к кооперативным отношениям и установлению доброжелательных отношений в процессе организации взаимодействия обучения и взаимобучения со сверстниками в микрогруппах. Сущность технологии ее разработчики, А. П. Ершова, В. М. Букатов и Е. Е. Шулешко, определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Использование социо-игровой технологии в системе педагогической работы, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей, дает возможность научить детей и научиться самому педагогу конструктивному общению, осуществлять образовательный процесс более интересно для детей; развивать у них инициативу, познавательную активность, самостоятельность и творчество. [1]
Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Данная технология позволяет использовать в ходе образовательном процесса игры, способствующие формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста коммуникативных и социальных умений и навыков. Это умения включаться в коллективно-распределительную деятельность, находить партнеров для решения задач и достижения своих целей, поиска нужной (или недостающей) информации для решения поставленной задачи, правильно формулировать и задавать вопросы и отвечать на них. Представленный в технологии комплекс игр («Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Нарисуй то же своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Покажи нам», «Волшебные картинки») обеспечивает решение различных образовательных задач через организацию значимых для дошкольников видов деятельности. [6]
Программа-технология «Жизненные навыки для дошкольников» С. В. Кривцовой, В. Ю. Чал-Борю, А. А. Белевич ориентирована на развитие коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций старших дошкольников в игре и совместной деятельности и включает в себя комплекс занятий-путешествий в течение года. Технология предполагает организацию взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста, направленного на изменение их эмоциональных состояний и моделей поведения с помощью таких обучающих техник, как ролевое проигрывание, моделирование, система поощрений. Тактика поведения педагога при этом заключается в проявлении дружелюбия и симпатии, безусловного принятия и уважения личности ребенка. Педагог активно пользуется приемами объяснения и рассуждения на интересующие детей темы, строит конструктивный диалог, применяет игры и психологические упражнения, направленные на проживание опыта совместных переживаний.
Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой. Это комплекс педагогических технологий: «Клубный час», «Проблемные педагогические ситуации», «Круг рефлексии», «Ситуации Месяца», «Заключительные праздники по Ситуациям месяца», «Дети-волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Развивающее общение». Каждая из технологий способствует формированию предпосылок коммуникативной грамотности, освоению норм и правил поведения в группе сверстников, знакомству с различными социальными ролями, развитию саморегуляции поведения, что, в свою очередь, ведет к осознанию своего поведения и осуществлению собственного свободного выбора. Реализация всех технологий в едином комплексе дает возможность педагогу достичь позитивного воспитательного эффекта и повысить уровень развития коммуникативных и кооперативных умений дошкольников, необходимых для установления доброжелательных межличностных отношений детей и формированию их активной жизненной позиции.
«Детский совет». Данная педагогическая технология содействует объединению детей и взрослых вокруг совместных дел и событий. Данная педагогическая технология дает возможность каждому ребенку проявить себя, стать инициатором и соучастником образовательного процесса, т. е. иметь возможность выражать свое мнение при обсуждении значимых вопросов, внести свой вклад в совместную работу. Технология «Детский совет» решает такие задачи социально-коммуникативной направленности, как создание положительного эмоционального настроя на предстоящий день, реализация возможности межличностного, познавательного и делового общения, развитие эмпатии, умения выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события и делиться ими со сверстниками, аргументированно высказывать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности при выполнении тех или иных дел, входе игрового общения. «Детский совет» проводится 2 раза в день (утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее, по длительности от 5 до 20 минут в зависимости от возраста и ситуации, количества обсуждаемых вопросов.
Представленные выше методы и технологии могут стать для педагогов ДОО эффективным профессиональным инструментом формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста при условии их глубокого изучения и включения в систему педагогической работы.