наталья спиридонова
Мастер-класс как одна из форм взаимодействия семьи и ДОУ по этнокультурному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Много говорится о важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, историю родного края. Воспитание уважения к своей малой Родине, приобщение к национальному культурному наследию и традициям является одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения. Формирование патриотических чувств к своей родине проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Важнейшим условием работы детского сада является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива и родителей
Темочки:
С 2018 г. педагоги детского сада работают по направлению этнокультурного воспитания по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре семейских Забайкалья с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» по этнокультурному направлению. Педагогический коллектив последовательно конструирует процесс взаимодействия с семьёй, поэтому общение с родителями разворачивается как совместная деятельность субъектов в форме сотрудничества, содействия и взаимного дополнения.
Организация образовательной среды не просто создает условия для общения с родителями, а способствует проявлению их творческой активности и инициативы.
Одним из первых шагов взаимодействия с родителями с целью выявления необходимости введения этнокультурного образования в воспитательно-образовательный процесс был создан мини-музей «Семейская изба», а на территории детского сада, как продолжение мини-музея «Крестьянский Дворик».
Во все времена в дошкольном образовании при взаимодействии с семьёй используются мастер-классы, потому что это одна из самых эффективных форм взаимодействия с семьёй воспитанников.
Для повышения компетентности по этнокультурному воспитанию проводятся мастер-классы :
«Изготовление народной игрушки», «Изготовление кукол-оберегов»,
«Знакомство с семейской одеждой родного села»», «Знакомство с бытом семейских села Унэгэтэй», «Традиционная кухня семейских родного края», а также совместные народные, традиционные, фольклорные праздники «Капустные вечерки», «Батюшка Покров», «Рождество Христово», «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Широкая масленица», «Пасха», «Зеленые Святки», «Три Спаса-три запаса».
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.
В процессе проведения мастер-классов важно объединить усилия участников, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата. Обязательное условие организации мастер класса - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.
При организации мастер класса вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.
Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек, укрепление детско-родительских отношений. Кроме этого проведение совместного творчества воспитывает трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми.
Мастер – класс проводится с периодичностью 1 раз в месяц, всего 10 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.
Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.
В феврале этого года опыт работы детского сада по совместной работе с родителями был представлен на республиканском семинаре «Приобщение дошкольников к истории и культуре семейских Забайкалья» с участием родителей. В августе этого же года на практико – ориентированном семинаре для педагогических работников МО «Заиграевский район» в рамках районной августовской конференции работников образования был представлен «Опыт работы по взаимодействию с ТОСом «Родник Истории», где также родители приняли активное участие в проведении мастер классов : «Секреты меда», «Яблоки в карамели», «Ореховый веночек» и на выездной экспедиции «Платформа сотрудничества : в союзе с будущим» была представлена выставка мастер-классов «Куклы-обереги».
Результатом проведённой работы является то, что дети с дошкольного возраста знают историю своего села, имеют представление о том, чем занимались наши предки. Знакомим детей с родным селом, традициями и культурой семейских, воспитываем у них чувства любви и восхищения им, постепенно подводя детей к пониманию того, что наше село - частица Родины, мы создаём базу, на которой впоследствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь. Осознавая позитивность и важность данной работы, педагогический коллектив с семьёй стремится заложить в детские души любовь к родному селу, и интерес к прошлому и настоящему родного края; развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, селу, краю; воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит с родным селом, сопричастность к этому; воспитывать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культуре, природе и умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности.