МААМ-картинки

Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС до

Юлия Данченкова
Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД ДЛЯ РМО

(для воспитателей логопедических групп)

Тема: «Методика работы по формированию описательно – повествовательной формы речи».

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательных программ дошкольного образования.

Публикация «Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС ДО» размещена в разделах

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные структурные единицы, представляющие собой определё нные направления развития и образования детей:

1. Социально – коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественно – эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

Моя работа как учителя – логопеда касается непосредственно речевого развития, поскольку без полноценной речи не представляется возможной работа ни в одном направлении. Все целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования касаются грамматически правильной развёрнутой диалогической и монологической речи :

- это и развитое воображение, которое реализуется прежде всего в различных формах и видах игр и сопровождается развитой речью;

- это хорошее владение устной речью, когда ребёнок выражает свои мысли, чувства и желания, грамотно строит речевые высказывания в ситуации общения;

- это и проявление любознательности, когда ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- это и способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников, адекватно проявлять свои чувства, и многое – многое другое… Но самым важным целевым ориентиром дошкольного образования является сформированность волевой и мотивационой готовности выпускника подготовительной группы к обучению в школе.

Одной из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи детей в ДОО является формирование у них лексически совершенной, грамматически правильной, фонетически созревшей описательно – повествовательной речи, способствующей полноценному речевому общению.

Описательно – повествовательная речь – это умение рассказать об определенных событиях, явлениях окружающей действительности, а также описать картину, предмет. Данная форма речи входит в понятие «связная речь» и включает в себя функционально – смысловые типы речи : описание и повествование.

Описание – это словесное изображение какого – либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы тот, кому адресовано описание, увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком – либо событии и его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях.

Известный советский психолог А. Р. Лурия в своей книге «Мозг человека и психические процессы» (М., АПН РСФСР, 1963, указывал на то, что «повествовательная речь человека представляет собой сложный психологический процесс. Для того, чтобы ребёнок мог перейти от отдельных предметов к плавно развёртывающейся повествовательной речи, недостаточно, чтобы он понимал отдельные логико-грамматические структуры и владел ими. Для этого необходимо, чтобы у него возникла предварительная схема или программа дальнейшего высказывания, заключающаяся в последовательности этапов изложения. Необходимо, чтобы все конкретные элементы высказывания последовательно размещались в этой программе и чтобы каждое звено этого высказывания во-время сменялось последующим».

За последние годы работы с дошкольниками логопедических групп я наблюдаю постоянно усугубляющуюся негативную тенденцию, ведущую к серьёзным проблемам развития речи как средства коммуникации. Это связано с недоразвитием всех речевых компонентов, которое касается не только усложнившихся дефектов звукопроизношения всех групп звуков, но и как следствие – всей речевой базы, выражающейся в объёме и качестве словаря, в понимании лексических значений слов, в формировании грамматических категорий. Эти дефекты, нарастающие как снежный ком, не дают ребёнку возможности составить программу даже самого элементарного речевого высказывания в форме простого предложения, и уж тем более – полноценно высказаться.

Поэтому важнейшей задачей в работе логопеда и воспитателя является самое тесное сотрудничество при работе над всеми речевыми параметрами, начиная с накопления и уточнения словарного запаса всех категорий слов. Эта работа начинается в старшей группе после детального обследования логопедом пассивного и активного словаря каждого ребёнка. Очень эффективной в данном случае является словарная работа во время изучения лексических тем, при ознакомлении с окружающим миром, при изготовлении лэпбуков, в дидактических играх. Многолетний опыт работы доказывает : пока ребёнок не «выстроит прочный фундамент» из слов – предметов, действий и признаков и не соотнесёт их фонетическую форму со смысловым содержанием, у него не заработает программа последовательности речевого высказывания, позволяющая перейти на следующий уровень.

А следующий уровень представляет собой формирование лексико – грамматических категорий, то есть переход начальной формы слова в её :

- падежную и предложно – падежную конструкцию, когда формируется категория словоизменения;

- более сложной конструкцией становится категория словообразования, когда слово начинает «обрастать» префиксально – суффиксальными «добавками» и появляются слова – предметы множественного числа, «ласковые» слова, слова «огромного» размера, «слова – родственники», «слова – друзья» и «слова – враги», предметы превращаются в слова – признаки, а слова – действия начинают обозначать прошедшее и будущее время уже не одного, а нескольких предметов.

Работа на этом уровне требует от педагога значительных усилий и продолжительности по времени, поскольку дефектное звукопроизношение мешает ребёнку быстро усвоить нормы родного языка.

Но, несмотря на трудности, закон перехода количества в качество позволяет ребёнку перейти к следующему речевому уровню – к согласованию слов – признаков со словами – предметами и с «маленькими словами», то есть он уже выстраивает конструкцию словосочетания и словосочетания с предлогом. Также становятся доступными конструкции управления – соединение слов – действий со словами – предметами. Полноценное овладение этим речевым уровнем подводит ребёнка к возможности быстрее перейти к более сложной речевой конструкции, а именно к умению составлять первые простые предложения. Этот этап знаменует собой завершение подготовительной части речевой работы и позволяет подняться на новый, качественно отличающийся от предыдущего, речевой уровень.

Именно с этого момента – с умения составлять грамматически правильные предложения – начинается самый сложный этап развития не просто связной речи, а её наиболее сложной формы – монологической речи и как разновидности – описательно – повествовательной речи.

Разумеется, что в речевой деятельности ребёнка описательная и повествовательная формы речи в своём «чистом» виде, как правило, не употребляются. В любом высказывании, будь то рассказ по предметной картинке, по сюжетной картинке или серии последовательных сюжетных картин, пересказ рассказа, сказки, дидактическая игра, сюжетно - ролевая игра, театрализация, рассказ из прошлого опыта или творческий рассказ и т. д. – везде обязательно будут присутствовать элементы и описания, и повествования.

Конечной целью работы по формированию описательно – повествовательной формы речи является не просто умение ребёнка свободно общаться и высказываться в любой ситуации, а иметь желание говорить, чувствовать потребность в речевом общении и испытывать чувство гордости за «великий и могучий» родной язык!

Публикации по теме:

Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС. Отчет о проделанной работе с родителями в подготовительной группе.

Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС. Отчет о проделанной работе.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образованияФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образования с 1 января 2014 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан.

Фотоотчет. Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет. Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Нам, педагогам дошкольного образования, воспитателям очень сильно повезло, потому что в наш город приехал с лекциями уникальный человек,.

Методика и формы работы над сказкой Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним, но только в начале девятнадцатого века увидели в.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Презентация «Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» сл. Большая Мартыновка. Презентация "Формы работы с.

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС» Выполнила: Маслова Наталья Юрьевна. В ФГОСДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный.

Выступление из личного опыта работы «Инновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС ДО» Инновационные формы работы с семьей]в условиях ФГОС ДОСемья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС до
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 18:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Данченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД