Юлия Данченкова
Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД ДЛЯ РМО
(для воспитателей логопедических групп)
Тема: «Методика работы по формированию описательно – повествовательной формы речи».
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательных программ дошкольного образования.
Публикация «Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС ДО» размещена в разделах
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные структурные единицы, представляющие собой определё нные направления развития и образования детей:
1. Социально – коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно – эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Моя работа как учителя – логопеда касается непосредственно речевого развития, поскольку без полноценной речи не представляется возможной работа ни в одном направлении. Все целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования касаются грамматически правильной развёрнутой диалогической и монологической речи :
- это и развитое воображение, которое реализуется прежде всего в различных формах и видах игр и сопровождается развитой речью;
- это хорошее владение устной речью, когда ребёнок выражает свои мысли, чувства и желания, грамотно строит речевые высказывания в ситуации общения;
- это и проявление любознательности, когда ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- это и способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников, адекватно проявлять свои чувства, и многое – многое другое… Но самым важным целевым ориентиром дошкольного образования является сформированность волевой и мотивационой готовности выпускника подготовительной группы к обучению в школе.
Одной из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи детей в ДОО является формирование у них лексически совершенной, грамматически правильной, фонетически созревшей описательно – повествовательной речи, способствующей полноценному речевому общению.
Описательно – повествовательная речь – это умение рассказать об определенных событиях, явлениях окружающей действительности, а также описать картину, предмет. Данная форма речи входит в понятие «связная речь» и включает в себя функционально – смысловые типы речи : описание и повествование.
Описание – это словесное изображение какого – либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы тот, кому адресовано описание, увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком – либо событии и его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях.
Известный советский психолог А. Р. Лурия в своей книге «Мозг человека и психические процессы» (М., АПН РСФСР, 1963, указывал на то, что «повествовательная речь человека представляет собой сложный психологический процесс. Для того, чтобы ребёнок мог перейти от отдельных предметов к плавно развёртывающейся повествовательной речи, недостаточно, чтобы он понимал отдельные логико-грамматические структуры и владел ими. Для этого необходимо, чтобы у него возникла предварительная схема или программа дальнейшего высказывания, заключающаяся в последовательности этапов изложения. Необходимо, чтобы все конкретные элементы высказывания последовательно размещались в этой программе и чтобы каждое звено этого высказывания во-время сменялось последующим».
За последние годы работы с дошкольниками логопедических групп я наблюдаю постоянно усугубляющуюся негативную тенденцию, ведущую к серьёзным проблемам развития речи как средства коммуникации. Это связано с недоразвитием всех речевых компонентов, которое касается не только усложнившихся дефектов звукопроизношения всех групп звуков, но и как следствие – всей речевой базы, выражающейся в объёме и качестве словаря, в понимании лексических значений слов, в формировании грамматических категорий. Эти дефекты, нарастающие как снежный ком, не дают ребёнку возможности составить программу даже самого элементарного речевого высказывания в форме простого предложения, и уж тем более – полноценно высказаться.
Поэтому важнейшей задачей в работе логопеда и воспитателя является самое тесное сотрудничество при работе над всеми речевыми параметрами, начиная с накопления и уточнения словарного запаса всех категорий слов. Эта работа начинается в старшей группе после детального обследования логопедом пассивного и активного словаря каждого ребёнка. Очень эффективной в данном случае является словарная работа во время изучения лексических тем, при ознакомлении с окружающим миром, при изготовлении лэпбуков, в дидактических играх. Многолетний опыт работы доказывает : пока ребёнок не «выстроит прочный фундамент» из слов – предметов, действий и признаков и не соотнесёт их фонетическую форму со смысловым содержанием, у него не заработает программа последовательности речевого высказывания, позволяющая перейти на следующий уровень.
А следующий уровень представляет собой формирование лексико – грамматических категорий, то есть переход начальной формы слова в её :
- падежную и предложно – падежную конструкцию, когда формируется категория словоизменения;
- более сложной конструкцией становится категория словообразования, когда слово начинает «обрастать» префиксально – суффиксальными «добавками» и появляются слова – предметы множественного числа, «ласковые» слова, слова «огромного» размера, «слова – родственники», «слова – друзья» и «слова – враги», предметы превращаются в слова – признаки, а слова – действия начинают обозначать прошедшее и будущее время уже не одного, а нескольких предметов.
Работа на этом уровне требует от педагога значительных усилий и продолжительности по времени, поскольку дефектное звукопроизношение мешает ребёнку быстро усвоить нормы родного языка.
Но, несмотря на трудности, закон перехода количества в качество позволяет ребёнку перейти к следующему речевому уровню – к согласованию слов – признаков со словами – предметами и с «маленькими словами», то есть он уже выстраивает конструкцию словосочетания и словосочетания с предлогом. Также становятся доступными конструкции управления – соединение слов – действий со словами – предметами. Полноценное овладение этим речевым уровнем подводит ребёнка к возможности быстрее перейти к более сложной речевой конструкции, а именно к умению составлять первые простые предложения. Этот этап знаменует собой завершение подготовительной части речевой работы и позволяет подняться на новый, качественно отличающийся от предыдущего, речевой уровень.
Именно с этого момента – с умения составлять грамматически правильные предложения – начинается самый сложный этап развития не просто связной речи, а её наиболее сложной формы – монологической речи и как разновидности – описательно – повествовательной речи.
Разумеется, что в речевой деятельности ребёнка описательная и повествовательная формы речи в своём «чистом» виде, как правило, не употребляются. В любом высказывании, будь то рассказ по предметной картинке, по сюжетной картинке или серии последовательных сюжетных картин, пересказ рассказа, сказки, дидактическая игра, сюжетно - ролевая игра, театрализация, рассказ из прошлого опыта или творческий рассказ и т. д. – везде обязательно будут присутствовать элементы и описания, и повествования.
Конечной целью работы по формированию описательно – повествовательной формы речи является не просто умение ребёнка свободно общаться и высказываться в любой ситуации, а иметь желание говорить, чувствовать потребность в речевом общении и испытывать чувство гордости за «великий и могучий» родной язык!