Лучший педагог года

Консультация «Что такое адаптация?»

СВЕТЛАНА СУСЛОВА
Консультация «Что такое адаптация?»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитывает всё : люди, вещи, явления,

но прежде и дольше всего – люди. Из

них на первом месте родители и

педагоги».

А. С. Макаренко, выдающийся

советский педагог.

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Публикация «Консультация „Что такое адаптация?“» размещена в разделах

Адаптация не всегда, но иногда протекает сложно с массой негативных изменений в детском организме. Эти изменения происходят на всех уровнях, во всех системах. Только обычно видна только одна часть айсберга – поведение. Попадая в новый для себя коллектив, малыш постоянно находиться в сильном нервно – психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере испытывает его.

Проблемой адаптации занимались многие педагоги, психологи, медики, такие как: Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, Н. Д. Ватутина, Л. Н. Павлова, Л. С. Выготский и многие другие.

Но, давайте, все – таки уточним, что именно провоцирует стресс у ребенка в подобной ситуации.

В первую очередь это отрыв от мамы, ведь большинство малышей привязаны именно к ней. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой – это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг, его любимая и самая прекрасная мама на свете, бросила его на произвол судьбы среди новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержать, ему необходимо здесь вести себя как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от этого страдает, боясь сделать что – то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все – таки в отличии от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с ней, сомнения в ее безграничной любви.

К тому же нелишним будет вспомнить кризис трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.

Поэтому малыш весь на приделе, отстаивая перед нами свою личность, и его психика становиться более восприимчивой к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в то же время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Потому, как дети адаптируются к детскому саду, их можно разделить на три основных группы, с различными степенями адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация. Наибольшая половина детей составляет эту благополучную группу. Период такой легкой адаптации составляет 3 - 4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, дображелателен к ним.

Средняя адаптация. К данной группе относятся дети, чья адаптация проходит чуть дольше, чем 3 – 4 недели. Здесь срок может затянуться до 12 недель. Реакция детей на такую адаптацию выражается в их частой заболеваемости. В саду вновь пришедшие дети начинают «обмен инфекциями». Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизиться к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка в этот период следующее: малыш вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения.

Тяжелая степень адаптации. В этой группе находятся дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Этот наиболее неблагоприятный период длится от 3-х до 6 месяцев, в редких случаях до 9 месяцев.

Поведение ребенка в этот период: Контакт с ребенком удается установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком не удается наладить контакт вообще). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.

Работа с родителями в адаптационный период «условно» выражается в следующих формах:

Информационно – аналитическая форма, которая позволяет собрать, обработать и использовать необходимые данные о семье воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, об отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях.

Наглядно – информационная форма, которая решает вопросы организации общения педагогов и родителей, а также решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

В период адаптации воспитателю необходимо как можно чаще проводить работу с родителями, которая может быть выражена именно так:

Беседа. Разговоры с родителями очень важны. Ведь именно тогда воспитатель может узнать о привычках и характере ребенка. А родитель, в свою очередь, о его поведение в саду, о том с кем играл, что именно делали.

Информационные ширмы. С их помощью родители получают дополнительную информацию о закаливании, болезнях, питании детей, о том, что делать, чтобы адаптационный период прошел быстро и безболезненно для малыша. Такие ширмы выставляются в приемной и обновляются с периодичностью 1 раз в 2 недели.

Анкетирование. Для родителей созданы такие анкеты, как «Давайте познакомимся», «Ваши взаимоотношения с ребенком». Они очень помогают воспитателям более близко узнать малыша и его повадки, его окружение.

С начала учебного года с родителями вновь прибывших детей было проведено такое анкетирование. Ознакомившись с анкетами, мы узнали, что любят дети, какое у них настроение, что любят кушать, на что у них аллергия, чем живет ребенок, в каком режиме живет малыш. Родители пожелали нам успехов в работе, и,чтоб мы относились к малышам, как к своим.

Такие формы работы с родителями, носят целенаправленный, систематичный и плановый характер. В работе с родителями самое главное соблюдать доброжелательность и открытость, искренность в общении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» - не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Консультация для воспитателей «Адаптация без слез» ВидеоКонсультация для воспитателей «Адаптация без слез» Видео Детей не надо любить за то, что они хорошие, детей надо любить просто так. Любить вообще надо просто так! Сегодня наши дети уже в подготовительной.

Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду»Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое адаптация?»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 19:05
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что такое адаптация?»» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА СУСЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД