Анастасия Сергеевна Верц
Доклад «Артикуляционная и дыхательная гимнастики, как важный аспект в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики, плодотворно влияет на развитие речи и поэтому, расскажу о значимости артикуляционной, а также дыхательной гимнастик при развитии речи дошкольников!
Публикация «Доклад „Артикуляционная и дыхательная гимнастики, как важный аспект в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло. Это связано с различными факторами развития ребенка : неблагоприятные воздействия окружающей среды, патологии внутриутробного развития, первые годы жизни ребенка, в том числе, речевая культура, в которой воспитывается ребенок.
Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребенка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.
Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи, коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи : просодика, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, развитие связной речи, а также развитие психический функций : внимание, память, мышление.
Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Игровой метод дает наиболее эффективный результат.
Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов:
- достаточная форсированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов и активность ребенка);
- хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики;
- пространственная ориентировка;
- а также правильно поставленное дыхание.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые развивают гибкость язычка ребенка. От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука - соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях.
Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции.
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.
Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.
Предлагаю поиграть в игру "Сказочка-указочка" (Приложение № 1)
Также, прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или левую руки.
Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения. И предлагаю снова поиграть!
- правую руку вытяните вперёд, а левой рукой закройте глаза
- левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой – за левое
- левую руку положите на затылок, правую на живот, а правую ногу поставьте на пятку и т. д.
После этого можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:
- упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
- движения должны быть точными;
- плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
- темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным - быстрым или медленным.
- переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
- дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
- артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии
- проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям
- не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.
- артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения (Приложение № 2) делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические - многократное повторение одного и того же движения.
Сейчас попрошу приготовить зеркальце у кого имеется в наличии и вместе с вами выполним некоторые арт. упр.
Итак, к статическим относятся такие упр.
- «заборчик»
- «трубочка»
- «окошко»,
- «лопатка»,
- «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)
Динамические упражнения:
- «заборчик-трубочка»,
- «качели»,
- «часики»,
-«лопатка-иголочка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы, т. е. для каждой группы звуков подбирается определенный комплекс артикуляционных упражнений. С комплексами АУ более подробно вы можете ознакомиться в предоставленном материале. (Приложении № 3)
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
Более подробная информация в предоставленном материале. (Приложении № 4)
В своей работе использую вот такой вот "Ротик-дом", в котором показано, что наш ротик похож на двухэтажный дом и когда язычок опущен вниз и упирается в нижние зубки, он на первом этаже и тогда он произносит данные звуки, а когда язычок вверху, на втором этаже, произносятся другие звуки.
Таким образом, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
Итак, с АГ разобрались! А как же постановка правильного дыхания может повлиять на развитие речи? А вот как.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.
Цель дыхательной гимнастики - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы.
Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности.
Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:
- заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.
- одежда не должна сковывать движения.
- не заниматься сразу после приема пищи.
- при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.
- сопроводительный текст произносит взрослый.
Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:
-воздух набирать через нос.
-плечи не поднимать.
-выдох должен быть длинным и плавным.
-щеки не надувать.
-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова).
Предлагаю вашему вниманию дыхательное упражнение, которое можно использовать в работе. (Приложение № 5)
Существует огромное множество игр и упражнений на развитие правильного дыхания с предметами (бутылочки, трубочки, мячики, салфетки и т. д.) и без предметов. Некоторые из них я представила в материале, с которым вы можете ознакомиться.
Использование в своей работе упражнений на постановку правильного дыхания, позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.
Таким образом, важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Перед тем как приступить к занятиям самостоятельно, вы должны чё тко знать:
какие ЗВУКИ у ребёнка нарушены;
знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов;
и как ориентируется в них.
Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) :
верхнюю и нижнюю губу,
верхние и нижние зубы,
кончик языка,
передние и боковые зубы,
нёбо,
подбородок,
уголки рта,
правую и левую щёки.
Непременное условие - чистые руки ребёнка и родителей!
Знание частей тела и лица можно закрепить в игре:
"СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА"
(Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает)
Не устала ты пока, покажи, моя рука:
Это - правая щека, это - левая щека.
Ты сильна, а не слаба, здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа, ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта - в них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта, Влево - левый угол рта.
А вокруг-то целый ряд - Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа, впереди - зубов оправа.
Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
Там к прогулкам не привык, робко прячется язык!
Небо вместо потолка, есть во рту у языка,
А когда открылся рот, язычок пошел вперед.
Интересная картинка : есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края - ВСЕ ПРО РОТИК ЗНАЮ Я!
Приложение № 3
Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции :
(«Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д.)
Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков:
(«Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)
Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] :
(«Лошадка», «Ма ляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т. д.)
Приложение № 4
Во 2 группе раннего возраста ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т. д.)
В младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата :
- губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
- нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
- язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
- упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)
- упражнения для развития подвижности нижней челюсти
- упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)
- упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения : «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О
М-Л, Н-Л
Б-Д, Ф-Х, Б-В, К-Х
Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха.
Приложение № 5
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ
И ВЫРАБОТКИ СИЛЬНОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.
Цель дыхательной гимнастики - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
ВОСПИТАНИЮ АКТИВНОГО ВЫДОХА СПОСОБСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
1. «Кораблики». Ребенку предлагается широкая емкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которые могут быть просто кусочки бумаги или другие легкие предметы. Ребенок, медленно выдыхая, направляет воздушную струю на «кораблики», подгоняя его к другому «берегу».
2. «Снег и ветер». Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» и выкладываются на столе. Ребенку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеим с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребенку предлагается дуть на бумажную бахрому, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
4. «Свеча». Ребенку предлагается дуть на огонек горящей свечи так, чтобы не задуть ее, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихонечку. (Можно изготовить из бросового материала имитацию свечи).
5. «Листопад». Вырежьте из тонкого цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие осенние листья деревьев). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки.
6. «Занавеска». Дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску».
7. «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
8. «Чей пароход лучше гудит?».Для игры необходимы стеклянные пузырьки (баночки). Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из правил.
9. «Футбол». Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота два кубика или два карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
10. «Живые предметы». Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку.
11. «Греем руки». Ребенку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки.
12. А также дуть на бабочки, вертушки, цветы, метелочки, бумажные фигурки акробатов, мыльные пузыри, полоски бумаги и т. п.
УПРАЖНЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
рисование по шаблонам и трафаретам, штриховки;
прописи;
нанизывание бусин, крупной лапши, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;
волшебные спички, ниточка, счетные палочки (раскладывание картинок по образцу и по памяти);
разрезные картинки;
мозаика;
«Сложи картинки из геометрических фигурок»;
игры со шнуровками;
"Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей в разные емкости и т. д.
пальчиковый театр, теневой театр;
пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц;
рисование узоров на крупе;
лепка из пластилина по шаблону;
лепка из пластилина на картоне (размазывание пластилина) и выкладывание узора из разных круп;
рисование пальчиковыми красками;
игры с прищепками;
вырезать ножницами (по шаблону или картинки).