Ольга П
Программа «Люби и знай свой Донской край» (для детей дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Д. С. Лихачёв
Актуальность.
Публикация «Программа „Люби и знай свой Донской край“ (для детей дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Во-первых, в данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В наше время в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Во-вторых, из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине. В современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
В-третьих, любой край, где бы человек ни жил, уникален. У каждого места на земле есть своя история, традиции, неповторимый колорит. Донской край имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Также дошкольникам необходимо знать историю совей малой Родины – города Сальска.
Социальные потребности
Первые чувства патриотизма – доступны ли они малышам? Исходя из своего опыта работы, я могу утвердительно сказать - детям дошкольного возраста доступно чувства любви к родному краю, так как фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются, в полном смысле слова, фундаментом дальнейшего развития личности.
Цель программы:
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим.
Становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.
Задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• формирование экологических и краеведческих знаний; системно и углубленно познакомить юных Сальчан с историей и культурой родного города;
• формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
• знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;
• формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.
Условия реализации программы:
1. Реализация программы будет более эффективной при создании в группе предметно-развивающей среды, включающей в себя центр краеведения, куда входят:
• Уголок «Донской край», альбомы «Город Ростов-на-Дону», «Города Дона», «Знаменитые люди Донского края», «Шолохов- певец Донской степи», «Казаки на Дону», макет казачьего куреня, казачья утварь, куклы в костюмах донских казаков;
• Уголки «Старый Сальск», «Современный Сальск», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта);
• Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
• Уголок «Ряженья», с помощью которого можно перевоплотится в своих бабушек и дедушек (старинная одежда, обувь, украшения для ряженья; игрушки наших бабушек – собранны силами родителей, коллег);
• Центр Волшебства и превращений, в котором возможно экспериментирование и обсуждение, что могло бы произойти в той или иной нереальной ситуации
• Центр Природы и экологии, содержаний образцы растений (гербарий) и животных Донского края (фото, видео-альбомы, слайды); размещение детских работ, касающихся определения признаков живого; условия жизни живых существ;
• Мастер-центр, в котором размещены: стол с материалами, периодически меняющимися игрушки: сувениры донских умельцев; изобразительные материалы и другие принадлежности для свободного творчества;
• Сменные стенды «Россия - большая страна», «Многоликий город Сальск» (различные тематики);
• Библиотека - книги Донских и Сальских поэтов и писателей, о Сальске и Донском крае;
• Картотеки:
«Народные игры»
«Загадки седого Дона»
«Пословицы, поговорки»
• Аудиозаписи, видеофильмы, фотографии, презентации, видеоролики
2. Неотъемлемой частью и отличительной особенностью реализации программы является тесная связь дошкольного учреждения, социальных институтов города и семьи.
Воспитывать духовно- нравственных чувств начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает малую Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «дом», «долг», «честь». Развитие любви и привязанности к родному дому, к семье - первая ступень духовно- нравственного воспитания детей.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребенка первые чувства духовно – нравственного воспитания. Как раскрыть перед таким маленьким человечком содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя:
- отношение к себе как к личности;
-семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, культурой;
-дом, в котором ребенок живет;
-родная улица, детский сад.
Одним из важнейших условий реализации программы является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Оно носит постоянный и взаимообогащающий характер в форме детско-родительского клуба «Звездочка». (приложение 1)
Основные организационные формы работы с детьми:
• совместная с воспитателем организованная деятельность во 2 половине дня (чтение художественных произведений, беседы, просмотр презентаций с обсуждением и т. д.)
• самостоятельная деятельность детей в центрах и уголках в свободное время от НОД (беседы, рассматривание фото, иллюстрации о родном крае, просмотр видео фильмов, слушание песен.);
• целевые прогулки по городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе (памятные места; профессии людей города и т. д.)
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
Принципы построение программы:
Доступность.
Принцип взаимодействия с социальными институтами.
Принцип личностно-ориентированного общения.
Преемственности.
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Принцип тематического планирования материала.
Принцип последовательности.
Структура программы:
Программа используется в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет)
Содержание работы осуществляется по блокам.
Блок 1. Донской край. (национально-культурные и исторические особенности)
Содержание первого блока направлено на формирование у детей представлений о Донском крае, как части России, о государственных символах (гербе, флаге, гимне). В ходе работы дети знакомятся с городами Донского края, музеями, реками. Закрепляются и расширяются представления о том, что город Сальск является частью Донского края. Детей знакомят и историей возникновения родного города и его достопримечательностями.
Блок 2. Богатство Донского края.(природно-климатические особенности)
Содержание второго блока направлено на воспитание экологической культуры дошкольников. Конкретизируются представления детей о флоре и фауне Ростовской области, о взаимосвязи и взаимозависимости растительного и животного мира от климатических условий региона, его особенностей (жаркое сухое лето, мягкая зима, теплая продолжительная осень, об использовании и охране природных ресурсов людьми, о полезных ископаемых края.
Блок 3. Исторические вехи (история и знаменитости Донского края и родного города)
Содержание блока направлено на ознакомление дошкольников с историей Дона и города Сальска, знаменитыми людьми, внесшими вклад в развитие края и родного города с героями труда и войны.