Приложение МААМ

Доброжелательные» технологии в ДОО. Технология «План — дело — анализ»

лидия литвинова
Доброжелательные» технологии в ДОО. Технология «План — дело — анализ»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Позволяет педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогический действий.

Ключевые слова: «Доброжелательные» технологии, «План – дело – анализ», «Утренний сбор», «Итоговый сбор», «дневной цикл».

Воспитатель – это сложная и многогранная профессия, которая несёт за собой огромную ответственность и сложный педагогический процесс, требующий профессионального мастерства. Организуя взаимодействия с детьми, чаще всего педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от детей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведения и деятельности. При таком взаимодействии возникает коллектив пассивных исполнителей, послушных воле педагога, лишенных возможности проявить инициативу и творчество.

Темочки:

Главная педагогическая задача – максимальная помощь в самореализации ребенка предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, стремиться к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.

В современном мире невозможно работать, не меняясь самому как личности, и не меняя что – либо в своей работе, без постоянного саморазвития и самообразования. Вокруг нас меняется мир, появляются новые тенденции в дошкольном образовании, меняются подходы к детям. Мы стараемся идти в ногу со временем и в своей работе использовать актуальные на сегодняшний день инновационные «доброжелательные» технологии. Одной из таких технологий, применяемых в нашей практике, является технология «План-дело-анализ», (проект Л. В. Михайловой-Свирской,что в сущности, и составляет одну из наших педагогических находок.

Свою работу мы начали с анализа и пополнения РППС в группах. Для того чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать) внимание детей, важна ежедневная презентация педагогом имеющихся в группе материалов, т. е. напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. Презентация не предполагает диктата обязательных действий – дети могут самостоятельно решить что, как и из чего они будут делать.

Данная технология обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности, роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия в общей теме. Конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности – одна из основных задач стоящих перед педагогами.

Цель данной нашей педагогической находки, используемой в образовательном процессе - предоставить детям возможность наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, проявлять инициативу, самореализацию в выбранной деятельности.

Основная идея проекта состоит в том, что обучение, главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они хотят работать.

Эта технология была выбрана нами неслучайно, именно она помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуальные – неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения. Технология «План – дело - анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

Данную технологию мы называем «дневным циклом жизнедеятельности детей», так как состоит она из 3-х ёмких и достаточно продолжительных компонентов, которые реализуются в течение всего дня и включает в себя:

«План» : «Утренний сбор» - на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.);

«Дело» : «Деятельность в Центрах активности» - самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности;

«Анализ» : «Итоговый сбор» - на котором подводятся итоги.

Организуя работу «дневного цикла», мы преследуем цель, что все должно быть понятно, доходчиво и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным воспитанником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорил замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому при организации образовательной работы в течение дня, стараемся создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных задач.

Одним из главных элементов данной технологии является детский совет. Детский совет в наших группах начинается со звона колокольчика. Дети берут подушечки, мы садимся в круг, беремся за руки и приветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Желаем друг другу хорошего настроения и доброжелательного отношения. На детском совете дети делятся друг с другом знаниями, новостями, радостью и переживаниями. Мы обсуждаем такие правила как: не перебивать друг друга, слушать и слышать других, быть ответственным за свой выбор. Далее, наших воспитанников ждёт сюрпризный момент, который соответствует теме недели, а так же презентация «Центров активности». Организация «Утреннего сбора» нужна для того, чтобы обеспечить возможность открытого, доверительного межличностного общения. Чем позитивнее организовано утро, тем продуктивнее пройдёт день. Планирование одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. За основу плана взяли форму, которая называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана :

Все идеи детей воспитатель, или помощник воспитателя, или присутствующие в группе родители записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка, например: центр искусства «нарисовать свой портрет. Ира». Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. идеи? Что еще можно сделать в центрах?».

В случае, если на «Паутинке» недостаточно места для продолжения записей детских идей, к основному листу прикрепляются дополнительные, рядом с тем центром, где оказалось мало места.

Мы считаем, что применяемая нами «доброжелательная» технология» - «План – дело – анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности: они могут оказывать влияние на выбор темы и форм образовательной работы в рамках темы недели, самостоятельно определять последовательность и продолжительность выполнения выбранной деятельности, реализовать свои интересы и потребности в общении, игре и других видах деятельности, самостоятельно принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.

Если проект закончился, мы можем выбрать новую тему проекта, используя модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Где можем узнать?».

Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Что надо сделать, чтобы узнать?

Если проект продолжается, мы намечаем и записываем наши дальнейшие дела, или обсуждаем, что из запланированных дел мы уже выполнили. Затем мы рассказываем детям, какие центры сегодня работают (например, центры: искусства, грамоты и конструирования). Презентация центров активности для того, чтобы удерживать внимание детей, важна ежедневная презентация материалов. Рассказывая, какие материалы и где подготовлены на сегодняшний день, поясняем, где и чем будем заняты мы, не распределяем детей по рабочим местам, оставляем за ними самостоятельного принятия решения.

После того, как дети выбрали центр, они обозначают свое решение на «Доске выбора». На ней обозначены все центры и количество детей, которое может находится в каждом центре сегодня. Затем дети расходятся по центрам, а мы наблюдаем за деятельностью детей в центрах активности или находимся в каком-нибудь центре, если требуется помощь воспитателя. Вечерний круг (дети также берут подушечки, садятся на них) проводим после полдника, но не каждый день. На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями.

Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. В этом помогают вопросы:

- Кто хочет рассказать о своей работе?

- Получилось ли у тебя, что ты задумал?

- Что вы хотели бы посоветовать тем, кто будет работать в центре науки завтра?

Мы подводим итоги дня, делимся впечатлениями, обсуждаем правила и дела на следующий день. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий, мы поддерживаем их инициативу и креативность, демонстрируем партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Самая большая награда для нас за труд – это горящие понимающие глаза наших воспитанников. Всеми своими радостями и горестями дети делятся с нами. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, мы тоже многому учимся, а внедрение «доброжелательных» технологий в образовательный процесс является отправной точкой для продуктивных, творческих и доверительных отношений между воспитателем и воспитанниками.

Список литературы

1. Свирская Л. В. Методика педагогических наблюдений / Издательство «ЛИНКА –ПРЕСС», 2010.-142с.

2. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / М. : Обруч, 2011. с. 240

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Бережливые и доброжелательные технологии в РППС группы с учетом ФГОСБережливые и доброжелательные технологии в РППС группы с учетом ФГОС У нас в детском саду №7 "Семицветик" города Белгорода, проходил институциональный конкурс на лучшую развивающую предметно пространственную.

Фотоочерк «Доброе дело два века живет»Фотоочерк «Доброе дело два века живет» Л. Рыбакова Фотоочерк «Доброе дело два века живет» (Фото сделаны мною в день посещения музея, с разрешения администрации) Немного истории.

Коллективное творческое дело «Разноцветные змейки»Коллективное творческое дело «Разноцветные змейки» Лето -самое незабываемое время для каждого ребенка. Нам взрослым хочется сделать его интересным,веселым,задорным. К большому сожалению,наше.

Конкурс «Все дело в шляпе»Конкурс «Все дело в шляпе» Шляпки, какие они разные: вязанные, фетровые, бумажные, сделанные из фольги и соломы, из перьев и материи, большие и маленькие мужские.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

План-конспект урока по технологии «Майский одуванчик. Поделка из пластилина» в 1 классеПлан-конспект урока по технологии «Майский одуванчик. Поделка из пластилина» в 1 классе Вид учебного труда: работа с пластилином Объект труда: лепка одуванчика из пластилина Цель: знакомство с техникой лепки фигур из жгутиков.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

«Посылка другу». Доброе дело 2 класса«Посылка другу». Доброе дело 2 класса Сегодня мы с второклашками отправили посылку нашему однокласснику, который теперь живёт в приёмной семье в другом селе нашей области. Сначала.

Эссе «Дело, которому мы служим» Термин «Детский сад» был придуман в 1837 году немецким педагогом, учеником и единомышленником Песталоцци, Фридрихом Фрёбелем. Название «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доброжелательные» технологии в ДОО. Технология «План — дело — анализ»
Опубликовано: 31 июля 2023 в 22:55
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доброжелательные» технологии в ДОО. Технология «План — дело — анализ»» (включая файлы) размещена пользователем лидия литвинова (УИ 1091338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД