Макарова Надежда Григорьевна
Дневник адаптации «Мы идем в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском учреждении всегда остро стоит вопрос раннего выявления и первичной помощи семье в момент поступления ребенка в ДОУ.
Как показывает практика, с большой долей вероятности, дети, испытывающие те или иные трудности в развитии, поступают в детское учреждения без определенного статуса ребенка с ОВЗ, даже если трудности имеют место быть. Данное явление связано с определенными догмами или мифами… Бытует мнение о том, что именно поступление в детский сад «исправит» признаки парциального недоразвития ВПФ или дисфункции в здоровье. Даже среди специалистов от педиатрии и неврологии, некоторые родители могут услышать рекомендацию, как панацею: «Вот пойдет в садик и все изменится/исправится/перестанет быть…». Безусловно, интенсификация социального общение и развивающая среда садика, а также профессиональная направленность педагогической работы с ребенком в детском саду дает ощутимые результаты, но исправить «по волшебству» запоздалое развитие или иные трудности и особенности в здоровье, ДОУ не может. Вот и получается, что ребенок в период адаптации и в первый год обучения в ДОУ проявляет все возможности своего здоровья. И картина наблюдаемого заболевания или отставания в развитии становится явной.
Публикация «Дневник адаптации „Мы идем в детский сад“» размещена в разделах
Для нас, как специалистов психологической службы, встает вопрос своевременной и ранней помощи семьям, особенно с детьми с ОВЗ.
Разработанная система взаимодействия с родителями по привлечению их инициативы и интереса к процессу адаптации малыша к ДОУ, позволила нам создать пособие - «Дневник адаптации». Материал основан на многолетнем опыте работы с семьями и объединяет ряд шагов:
Сбор данных:
- о здоровье и развитии ребенка до садика,
- об особенностях представления родителей о процессе адаптации,
- изучение особенностей контакта родителя с ребенком в семье.
Консультирование родителей:
- о том, как подготовить ребенка к адаптации.
- о том, как будет проходить процесс адаптации с пошаговым описанием стадий, поведения малыша и мер помощи для родителей в данный период;
- о том, что необходимо знать о возрастных особенностях и специфики адаптационного периода в целом;
- о том, как справляться со своими чувствами тревоги, чтобы она не транслировалась ребенку (даны техники работы с внутренними переживаниями).
Формирование позиции «включенного» участника:
В разработанном пособии, уделяется внимание включению самих родителей в процесс наблюдения за ребенком дома. Рассказываем и показываем, каким образом специалисты ДОУ будут помогать малышу адаптироваться и по каким критериям будет отслеживаться успешность этого процесса. График адаптации на основе методики А. Остроуховой будет в доступе у родителей по завершении наблюдения. Таким образом достигается прозрачность мер помощи ребенку в данный период. Понимание родителями динами адаптационного периода по таким важным показателям как сон, аппетит, эмоциональное благополучие и социальные контакты, дает нам возможность конструктивно вести диалог с родителями о необходимости корректировки процесса адаптации. Таким образом, ранние признаки дезадаптации или иных трудностей в развитии мы можем наблюдать вместе с родителями и рекомендовать дальнейшие меры помощи семье.
Современный подход и логистика:
В своем пособии мы подумали и об удобстве получения информационной помощи родителями. Имеются разделы, где они могут конспектировать и вносить необходимые заметки на запланированных мероприятиях (консультации, родительские собрания, тренинги). Разработаны разделы, где родитель может сгруппировать вопросы к специалистам ДОУ и получить своевременную компетентную помощь в учреждении.
Есть и раздел посвященный памятным моментам первых шагов малыша в детском саду.
Таким образом, осуществляется комплексный подход к сбору данных, выявлению ранних проблем в развитии ребенка, своевременная консультативная и организационная помощь сотрудников родителям детей (в том числе с ОВЗ, формирование ответственной и включенной позиции самого родителя, через присвоение роли участника процесса адаптации малыша при поступлении в детский сад.
В дальнейшем планируем развивать и совершенствовать подобную систему методической работы. Пособие готовится к изданию и размещению в банке данных передового педагогического опыта.