Наталья Бабинцева
Подвижные игры с детьми на природе в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Лето – замечательная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, в лес, в парк, к реке или к озеру. Такие поездки очень полезны и познавательны.
Для родителей важно наполнить их развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей. Бывает такая ситуация: ребенок не знает, чем заняться и идет к взрослым. Взрослые сердятся: «Не мешай, займись чем-нибудь»… Знакомая ситуация, не правда ли? Этот конфликт можно разрешить без ущерба для интересов и детей, и родителей. Выручит игра.
Игры на воде.
• «Блинки»
Публикация «Подвижные игры с детьми на природе в летний период» размещена в разделах
- Лето
- Подвижные игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Играющие бросают плоский камешек так, чтобы он отлетел параллельно поверхности воды. Камешек будет то касаться воды, то отскакивать от нее, по воде пойдут круги – «блинки». Кто сумеет бросить камень так, чтобы на воде получилось наибольшее количество блинков?
• «Гонка мячей»
На берегу у воды ставят две вешки на расстоянии примерно 30 м одна от другой. Двое ребят входят в воду напротив той вешки, которая стоит выше по течению. У каждого из них мяч. По сигналу они плывут до другой вешки, причем каждый толкает мяч перед собой. Побеждает тот, чей мяч быстрее пройдет расстояние, отмеченное вешками.
• «На берег»
Играющие делятся на две команды и выстраиваются на берегу шеренгами в одну линию. Интервал между командами 5 м. Не нарушая строя, участники игры спускаются в водоем и удаляются от берега. Когда ребятки маленького роста доходят до пояса, все играющие останавливаются и поворачиваются лицом к берегу. Ведущий отмечает интервал между шеренгами, воткнув в дно реки 2 длинные заостренные палки, концы которых выступают из воды. На берегу напротив палок ведущий ставит 2 вешки. Желательно, чтобы расстояние между палкой и вешкой было не меньше 10 м. ведущий дает мячи двум игрокам, которые стоят возле палок. По сигналу каждый из них выбегает на берег, бросает мяч игроку своей команды, стоящему около палки, а затем отходит в сторону. Эти действия повторяют один за другим все игроки обеих команд. Выигрывает та команда, которая в полном составе окажется на берегу раньше соперников.
• «Водоносы»
В том же месте, которое выбрано для игры «На берег» можно проводить веселую эстафету «Водоносы». Для этого понадобится 2 ведра, равные по объему, и 2 металлические кружки одинаковой вместимости. Напротив палок, воткнутых в дно реки, ставят на берегу ведра. За ведрами, на 3 м дальше вешками отмечают линию старта. Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются за линией старта колоннами по одному. Игрокам, которые стоят впереди, ведущий дает кружки, а сам занимает место на черте, проведенной между ведрами. По сигналу ведущего игроки первой пары начинают состязание. Каждый из них бежит к палке, огибает ее, черпает полную кружку воды и возвращается на берег. Здесь играющий выливает воду в ведро, на старте передает кружку своему товарищу по команде и становится на последнее место в колонне. Второй игрок, взяв кружку, сейчас же убегает со старта. Так поочередно игроки приносят воду. Выигрывает та команда, которая быстрее соперников наполнит свое ведро до краев.
Игры на полянке
* «Зайцы в лесу»
Для игры выбирают зайцев и лису, остальные дети – деревья. На противоположных сторонах площадки проводят линии (шнуры) – это поля. На одном из них перед началом игры собираются зайцы. Дети, изображающие деревья, становятся друг от друга на расстоянии, позволяющем им взяться за руки. Лиса живет в норе на краю леса (нору обозначают кружком). Зайцы вбегают в лес, им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. она старается поймать зайцев, пойманных уводит в свой дом. Лисе по лесу мешают бежать деревья: дети берутся за руки, приседают, наклоняются, размахивают руками. Зайцы между деревьями проходят свободно. Игра заканчивается, когда все зайцы перейдут на противоположную сторону. Начиная игру повторно, дети снова выбирают зайцев и лису.
Правило: пойманные зайцы до конца игры находятся в норе у лисы.
Игры в лесу или на опушке леса.
*игра «Найди дерево»
* игра «Шишки, желуди, орехи»
*игра «Прятки»
* игровые упражнения:
• побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
• по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не было слышно хруста веток под ногами;
• пробежать или проползти под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
• побегать между деревьями в различных направлениях;
• побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.
• перешагнуть камушки
• перелезть через бревно
«Игры на равновесие»– ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.
Игра «Пятнашки (догонялки) на камнях»
В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например, если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …
Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашки, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.
Игровые упражнения в метании на дальность и в метании в горизонтальную и вертикальную цель.
Лучший материал для этого еловые и сосновые шишки, мелкие камешки с берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто дальше бросит». Круги на воде помогут выявить победителя.
Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем.
«Сбей шишки»
На пне горкой раскладываются 6 – 9 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.
«Заполни ямку»
В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.
«Палочка – выручалочка»
Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке со словами:
• Палочка пришла – никого не нашла!
Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:
• Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке, воткнутой в землю.
Найденный ребенок тоже бежит к палке, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:
• Палочка – выручалочка, выручи меня!
Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры. А последний игрок может незаметно подбежать к палочке – выручалочке и сказать:
• Палочка – выручалочка. Выручи всех!
Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.
«Кто быстрее добежит»
Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево, пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Игровые упражнения с прыжками.
• спрыгнуть с поваленного дерева.
• подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.
Не забывайте, что игра – непременный спутник детства. «Игра, - говорил А. М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить».
Не стоит забывать, что воспитывая у детей бережное отношение к природе, не следует им разрешать лазать по деревьям.