Ольга Чапорова
Как преодолеть агрессивность ребенка. Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто вам приходится слышать от своих детей: «А Петя меня стукнул!», «А Коля меня толкнул!»? А как часто нам и жалобы, и демонстративный крик: «Уходи, не мешай, надоел!», и оскорбления: «Дурак…Нытик», и фантазии: «Вот скажу своему папе, он купит ружье и застрелит всех»
Все это проявления
АГРЕССИВНОСТИ:
прямой – с нанесением физической боли и косвенной – в виде жалоб и фантазий.
Публикация «Как преодолеть агрессивность ребенка, Советы родителям» размещена в разделах
Повышенная агрессивность – это одна из часто встречаемых проблем детского коллектива. Может тогда и не стоит заострять внимание? Может и не стоит, если не учитывать тот факт, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера на протяжении всей жизни.
Давайте разберемся:
КАКОВЫ бывают ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ?
• СИСТЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. А именно - недостаток любви со стороны значимых взрослых. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда ребенок воспринимается как нежеланный еще до рождения. В результате у малыша возникает чувство незащищенности, «брошенности», внутреннее одиночество. Он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя.
• Стремление ребенка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как ЗАЩИТА В СИТУАЦИИ ДАВЛЕНИЯ ограничения желаний, унижения личности. Прямые запреты, насмешки над неудачами и т. п. приводят к вынужденной защите.
• Агрессия как СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ К СЕБЕ ВНИМАНИЯ сверстников.
Обычно такие дети ярко выражают свои эмоции – кричат, разбрасывают предметы, в свою очередь, ожидая эмоционального отклика. Они, как правило, активно стремятся к общению со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются. Агрессия носит непроизвольный, ситуативный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника – готовностью сотрудничать.
Чаще всего, такие дети имеют в группе невысокий статус – их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников они «все ломают», «всегда мешают».
• Агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, переживания, болезни и т. п.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИ ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИИ?
• Попытайтесь исключить ответную реакцию.
Проявите терпение: известно, что агрессивное поведение, не встречая отпора, постепенно затухает, тогда как встречная агрессия является питательной средой продолжения конфликта.
• Попытайтесь показать ребенку, что агрессия вредит ему самому. После эмоциональной вспышки дайте понять ребенку, что он теряет друзей, что к нему все начинают плохо относится. Говорить это следует спокойно и доброжелательно.
• Во время агрессии можно попытаться переместить вспышку на другой объект без тяжелых последствий: колотить лопаткой по песку, бить руками подушку, комкать и рвать бумагу, топать ногами, громко кричать и т. п.
• Старайтесь предупреждать агрессию. Если вы чувствуете, что ребенок вот-вот взорвется, предложите ему нарисовать и разорвать портрет его «врага», втирать пластилин в картонку или бумагу, использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут, устройте «Подушечные бои» и т. п.
• Показывайте малышу личный пример доброжелательного поведения. Не допускайте вспышек собственного гнева. Ведь если «Мама и папа могут так делать, то почему мне нельзя?» - подумает ребенок. Помните: в дошкольном возрасте значительная часть поведения основывается на механизме подражания.
• И, главное, дайте понять вашему ребенку, что, несмотря ни на что, вы любите, цените и принимаете его. Не бойтесь лишний раз пожалеть и приласкать малыша. Пусть он поймет, насколько он нужен и важен для вас, что он для вас самый лучший и любимый человечек!
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2003.
2. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.