Елена Жирнова
Мастер-класс для педагогов «Для любимой мамочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов
с использованием нетрадиционных техник рисования
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Цель:
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Для любимой мамочки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки. Трубочки, акварельные краски, гуашь, баночки с водой, кисти для рисования. Пищевая плёнка, пена для битья, клей ПВА соль, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования.
Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.
Вступительное слово
Есть рисование обычное:
Традиционное во всем.
Материалы нам привычные.
Но речь сегодня не о нем.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятия нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Ну как быть можно равнодушным?
Ведь чтоб узор нарисовать,
И карандаш точить не нужно,
А можно просто свечку взять.
А как обычной зубочисткой
Изобразить далекий космос?
Ответит вам любой мальчишка:
С граттажем это очень просто!
Рисование это – не новое,
А скорее, забытое дело.
Тут достаточно вспомнить знакомые
На асфальте рисунки мелом!
Мы в детстве часто рисовали
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Мы рисовали на стекле.
Необычными вещами
Мы рисуем без труда.
Щетка старая зубная
Соль и свечка восковая.
Из-под спичек коробок
И засушенный листок.
А петух и осьминожка
Получаются ладошкой.
Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом.
Нарисуем, все отмоем
И ладошки ототрем.
И рисунками своими
Полюбуемся потом.
Актуальность выбранной темы мастер-класса :
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов.
• Развивает уверенность в своих силах.
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Разрешите, я вам расскажу немного о них.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
• рисование ладошками.
• рисование по мокрому листу бумаги
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + гуашь
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки;
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование солью, песком, манкой;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• кляксография обычная;
• пластилинография
• граттаж.
Практическая часть
Уважаемые педагоги! Тема мастер – класса «Для любимой мамочки». Что можно подарить маме на праздник? Конечно же что первое приходит на ум –цветы.
Я хочу рассказать вам о нескольких методах нетрадиционного рисования, которые можно применить при рисовании цветов.
Метод «Рисование нитками» или «ниткография»
Бумажный лист сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются зигзагообразно нити, окрашенные краской. Лист снова складывается как в предыдущем случае, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок в виде цветка. Можно таким же способом нарисовать вазу, опустив нить ниже.
Метод «Расчесывание краски»
На бумаге необходимо сделать пятна краской любого цвета. После этого берется мелкая расческа и зубьями или вилка, проводится по пятну в разные стороны от центра. Остаются интересные мазки.
Рисование одноразовой вилкой
Рисование одноразовой вилкой тюльпанов, путем прикладывания вилки с краской к листу, на котором оставался след, похожий на цветок тюльпана, василька, стебель также дорисовывали с помощью тонкой кисти.
Рисование мыльными пузырями
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы и очень похожи на цветы.
Рисование мятой бумагой
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки. Можно слегка обвести контур тонкой кистью с краской.
\
Рисование ватными палочками
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: закрашиваем картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Пластилинография
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
«Оттиск воздушным шариком»
Берем шарик за завязанный кончик и покрываем его поверхность со всех сторон гуашью. Ставим его на бумагу перпендикулярно и с разной силой надавливаем на него сверху – получается оттиск круглой формы. Можно наклонить шарик вверх и слегка прижать к бумаге - вернуться в исходное положение. В дальнейшем прикладывать его в любом направлении, окрашенной стороной, вращая вокруг своей оси. При рисовании махровых цветов оттиски накладываются несколько раз друг на друга. В процессе рисования можно менять или добавлять цвета краски. Детали (стебли, тычинки, листья, и. т. д.) дорисовываются кистью.
Рисование на пене для бритья.
Нанести немного пены на поднос или тарелку, разровнять ее поверхность с помощью линейки.
Капнуть на пену краски разных цветов.
Тонкой кисточкой, зубочисткой или спичкой водить по поверхности пены, создавая определенный узор (этот способ подходит для детей постарше).
Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе.
Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска.
Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном.
Оставить рисунок сохнуть. Оставшуюся пену можно перемешать и рисовать на ней снова. Вот что получилось у нас в результате рисования гуашью: цветы небывалой красоты.
Прощаясь, мне бы хотелось узнать: полезен ли был материал мастер-класса для вас.
- Узнали ли вы что-то новое для себя?
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес?
- Где вы можете их использовать?
- Уважаемые, коллеги! Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер- классе, за чудесные картины. Благодарю за сотрудничество!
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
Литература
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991,