Анна Лубнина
Консультация «Для чего нужны тренажёры в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужны тренажёры в детском саду?
«Интенсивность современной жизни требует активных методов компенсации личных усилий, скорейшего восстановления работоспособности при минимальных затратах как у взрослых, так и у детей. Именно поэтому в последние годы в физическом воспитании проявляется особый интерес к тренажёрам.
Тренажёры (от английского train – обучать, тренировать) – учебно-тренировочные устройства или приспособления, используемые для развития двигательных качеств, формирования двигательных навыков, восстановления опорно-двигательного аппарата человека.
Публикация «Консультация „Для чего нужны тренажёры в детском саду?“» размещена в разделах
Первые тренажёры для формирования двигательных навыков появились ещё в древности. Уже тогда люди стремились ускорить обучение использованием различных технических приспособлений. Например, в Древнем Риме, гладиаторы осваивали технику нападения и защиты от ударов с помощью сооружения, состоявшего из нескольких непрерывно вращающихся обоюдоострых мечей. В средние века рыцари учились владеть копьём, атакуя мишень, которая при точном ударе падала, а при неточном – наносила рыцарю сильный удар по спине. В XIX веке были изобретены пружины и резиновые растяжные приборы, сохранившиеся в различных модификациях до наших дней. В XVIII веке появились тренажёры для корректирующей гимнастики, а в XIX – аппараты для механотерапии, которые давали возможность более точно дозировать нагрузки при восстановлении двигательных функций и трудоспособности человека.
Современные тренажёры подразделяются на физкультурно-оздоровительные, спортивные, лечебные и производственно-технические.
Педагогов дошкольных учреждений должны прежде всего интересовать физкультурно-оздоровительные тренажёры, которые при систематическом использовании являются надёжным средством профилактики гиподинамии и гипокинезии у детей. Они компактны, легки, удобны в обращении, позволяют значительно уплотнить коллективные и самостоятельные занятия физическими упражнениями, делая достижимым то, на что прежде требовалось бы в 2-3 раза больше времени.
В зависимости от конструкции тренажёра и, следовательно, от структуры и характера самого движения, на нём оказывается возможным развивать преимущественно то или иное двигательное качество. Чёткая целевая направленность упражнений на тренажёре, выбор характера и способа их выполнения позволяют управлять тренировочным процессом, не допуская перегрузок и осложнений, что очень важно для физического воспитания дошкольников.
Применение в работе с дошкольниками простейших тренажёрных устройств – закономерный этап совершенствования системы использования различных предметов-ограничителей с целью коррекции выполнения движений, дифференцирования мышечных ощущений.
Простейшие тренажёрные устройства привлекательны также тем, что в значительной степени способствуют всестороннему развитию ребё нка: повышают интерес к физическим упражнениям, активизируют познавательную деятельность ребёнка, пробуждают детское творчество, развивают интеллект, формируют организованность, умение бережно обращаться с учебными пособиями.
Особенно полезно использовать тренажёры в физическом воспитании старших дошкольников, когда дети осваивают наиболее сложные двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега; лазанье по лестнице разноимённым способом, по канату и шесту способом в три приёма; метание вдаль и в цель способом «из-за спины через плечо».
В старшем дошкольном возрасте строение, функции, взаимодействие различных органов и систем достигают своего совершенства. Интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается количество точек окостенения в длинных костях руки ног; убыстряется темп роста конечностей в толщину; повышается экскавированность свода стопы, заметно растёт мускулатура, особенно крупные мышцы туловища. Усиливается положительное влияние физических упражнений на развитие костной и мышечной систем. В этом возрасте повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем к физическим упражнениям и нервным возбуждениям, тренированность нервной системы в процессе двигательной деятельности. Именно старшие дошкольники, благодаря пластичности нервной системы, интенсивному созреванию мозжечка, подкорковых образований, завершению дифференциации центров ассоциативных зон, улучшению механизма сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, развитию кинестетического контроля наиболее предрасположены к освоению всё новых и новых движений.
Применение тренажёров позволяет обеспечить формирование у детей правильных представлений о технике сложных двигательных действий. Кроме того, оно обеспечивает предварительное развитие двигательных качеств, определяющих успешность их выполнения. <…>”