МААМ-картинки

Дизартрия. Причины возникновения. Классификация

Елена Ларенцева
Дизартрия. Причины возникновения. Классификация
▼ Скачать + Заказать документы

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной систем.

Дизартрия – термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения, т. е смазанность речи.

Публикация «Дизартрия, Причины возникновения, Классификация» размещена в разделах

Большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь» (стертая форма дизартрии). В более тяжелых случаях наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения нарываются анартрией.

Причины возникновения дизартрий :

1. при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер

2. у детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного)

3. при детском церебральном параличе

4. менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции

5. нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении

6. не последнюю роль в развитии играет социальная среда, которая способна оказать поддерживающую и стимулирующую функцию для развития ребенка и, наоборот, оказать угнетающую, депривирующую. Так, после рождения большую роль играют перенесенные инфекции, травмы головы, что приводят к интоксикации не только ЦНС, но и головного мозга.

Подобные неблагоприятные факторы вызывают органическое поражение периферической и центральной нервной системы, в результате чего наблюдаются нарушения познавательных процессов, слуха, зрения, моторики. Так, дизартрия у детей наблюдается в случаях ДЦП в более чем 80% случаев

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

- Переферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата;

- Ядра этих переферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;

- Ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания и др.

Поражение перечисленных структур дает картину переферического паралича (пареза).

Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

- Подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются проявления центрального паралича (пареза) с нарушением мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических характеристик речи – ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра;

- Проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры головного мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств;

- Корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса, при поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.

Клинико-психологическая характеристика детей сдизартрией

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу.

При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений.

Дизартрия, и в том числе наиболее ее тяжелые формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стерты» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

- Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

- Дизартрия у детей с церебральным параличем;

- Дизартрия у детей с олигофренией;

- Дизартрия у детей с гидроцефалией;

- Дизартрия у детей с ЗПР;

- Дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдается не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Классификация дизартрии :

В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих.

Различают следующие формы дизартрии :

7. бульбарную

- разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)

- вялые параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки, дыхательных мышц и мышц поднимающих нижнюю челюсть

- атония, атрофия мышц языка

- голос слабый, глухой, гласные и звонкие согласные оглушены

- тембр речи изменен по типу открытой гнусавости

- артикуляция гласных приближена к нейтральному Э

- речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляется

псевдобульбарную

- возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга

- характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями

- непроизвольные движения сохраняются

-в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений

экстрапирамидную (или подкорковую, часто сочетается с псевдобульбарной

- нарушено управление тонусом мышц

- удержание артикуляционной позы осложняется сменой тонуса

- возникают дистонии, гиперкинезы, тремор. Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышении уровня егопроизвольности

- наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи

- дискоординация дыхательного, голосового, артикуляционного отделов.

- существенно страдает способность автоматизации движений, т. е. переход от умения правильно произносить звук к навыку

мозжечковую, характерный симптом

- расстройства координации

- не удерживает позу Ромберга

- речь замедленная, толчкообразная, скандированная, «рубленая», с выкриком отдельных звуков, затухание голоса к концу фразы

- гипотонус, язык тонкий, распластанный в полости рта, движение языка не точное, подвижность ограничена, при тонких движениях мелкое дрожание, темп движений замедлен

корковую, часто ставят сложная дислалии, если нет тремора

- одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга

- ведущий симптом - артикуляторная апраксия, т. е. потеря контроля за производством движения со стороны анализаторов

- длительный поиск артикуляционной позы звука

- удлиненный гласный звук

- персеверации - застревание на отдельных элементах движений

- ускоренный темп речи, запинки

- нет нарушений лексико-грамматической стороны речи

Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия.

Синдромологическая оценка характера нарушений артикуляционной мотрики представляет значительную сложность для неврологической диагностики, особенно когда эти нарушения проявляются без четких двигальных расстройств. Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологическиз синдромов, она не может быть проведена логопедом.

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих подразумевает под собой четыре степени тяжести речевых нарушений.

Первая – самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

Четвертая – самая тяжелая, отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

История возникновения города ВолгодонскаИстория возникновения города Волгодонска Волгодонск один из самых молодых городов Российской Федерации. Его основание связано со строительством Волго-Донского судоходного канала.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта»Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ПРИГЛАШАЮ ВАС ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТЕНГАЗЕТОЙ - ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА 8 МАРТАСтенгазету, я выпустила в преддверии.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дизартрия. Причины возникновения. Классификация
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 13:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дизартрия. Причины возникновения. Классификация» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ларенцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД