Наталья Чернушкина
Дискуссионный клуб «Послушные дети, мудрые взрослые»
▼ Скачать + Заказать документы
Дискуссионный клуб
Автор: Н. В. Чернушкина, старший воспитатель МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края
Цель:
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
• обучение объективному анализу спорных и конфликтных ситуаций, лабильности в принятии педагогически правильного решения.
План проведения:
1. Решение предложенных педагогических ситуаций.
Старший воспитатель
2. Рассматривание и обсуждение ситуаций, предложенных педагогами.
Педагоги детского сада
Публикация «Дискуссионный клуб „Послушные дети, мудрые взрослые“» размещена в разделах
3. Анализ и обсуждение вопросов «Теста для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду» и «Теста для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада».
Старший воспитатель
4. Подведение итогов.
Регистрационный лист участников
дискуссионного клуба
«Послушные дети, мудрые взрослые…»
(дата)
1.
2.
3.
Дискуссионный клуб
«Послушные дети, мудрые взрослые…»
(решение педагогических ситуаций)
Участникам предлагается ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от педагога как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов деятельности. Выбрав ситуацию, группа обсуждает возможные варианты решения данной ситуации и предъявляет решение для общего обсуждения.
1. Чаще всего дети воспринимают взрослых как учителей, наставников, а Вы бы хотели, чтобы воспринимали Вас как друга. Что Вы для этого сделаете?
Варианты ответов:
А. Буду вести себя как старший друг.
В. Педагог не может быть другом для детей.
С. Постараюсь угождать им во всем, что они пожелают.
D. Свой вариант.
2. В группе есть ребенок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает. Вы оставите его в покое или…
Варианты ответов:
А. Конечно, оставлю его в покое.
В. Переведу его в другую группу.
С. Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны.
D. Свой вариант.
3. У Вас не сложились отношения с коллегой, работающим в соседней группе. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас. Ваши действия?
Варианты ответов:
А. Нельзя терять свое лицо перед детьми, поэтому необходимо тут же поставить невежду на место.
В. Нужно написать докладную заведующей, это в ее компетенции.
С. Нужно сгладить конфликт, а затем найти с этим педагогом компромиссное решение.
4. У ребенка Вашей группы неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На Ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…». Ваши действия?
Варианты ответов:
А. На родительском собрании вынести решение о временном переводе этого ребенка в другую группу.
В. Подговорить ребят не играть с ним.
С. Один на один покажу ему, кто здесь хозяин.
D. Свой вариант.
5. Часть ребят Вашей группы не хочет участвовать ни в каких делах. Они находят массу отговорок, только бы их не трогали. Как привлечь к деятельности, Ваши действия?
Варианты ответов:
А. Участие в мероприятиях является обязанностью для детей детского сада.
В. - Иди, будет интересно!
С. «Баба с возу, кобыле легче».
D. Свой вариант.
6. Родители двоих детей из Вашей группы настойчиво пытаются перевести сына в другой детский сад. По вашим сведениям их интересы не взаимосвязаны и причины в обоих случаях называются незначительные. Ваши действия?
Варианты ответов:
А. Попытаюсь узнать истинные причины, побудив родителей на откровенный разговор
В. Помогу с переходом в другой детский сад.
С. Родители сделают так, как считают нужным. Не буду вмешиваться.
D. Свой вариант.
7. В группе появился новый ребенок, уравновешенный и способный. Мама равнодушна к проблемам и событиям, происходящим в группе. На предложение принять участие в … мероприятии, ссылается на занятость. Ваши действия?
Варианты ответов:
А. Поговорю с ребенком об отношении мамы к детскому саду. Попытаюсь настроить сына на разговор с мамой.
В. Поговорю с мамой, откровенно спрошу о причинах равнодушия к жизни группы.
С. Родители делают так, как считают нужным. Не буду вмешиваться.
D. Свой вариант.
8. Рассматриваются ситуации, предложенные педагогами.
Тест для определения
эмоционального благополучия воспитателя в детском саду
№ Вопросы «да» «нет»
1.
Я не чувствую постоянной зависимости от настроений начальства.
2. Я не боюсь проверяющих различных рангов, так как для меня основное – благополучие детей.
3. Я не считаю, что должна выполнять все инструкции начальства, если они продиктованы не заботой о детях, а совершенно другими соображениями.
4.
Я знаю, что мои замыслы, предложения, творческие планы будут восприняты с вниманием.
5. Я знаю, что мое непосредственное начальство ценит меня не за послушание, а за трудолюбие, творчество, самобытность.
6. Я имею право задавать любые вопросы.
7. Я имею право на ошибку (конечно, не в ущерб детям).
8. Я знаю, что начальство не подвергнет меня никакому унижению, особенно эмоциональному.
9.
Я уверена, что в коллективе работают совершенно разные по своим возможностям люди, и поэтому заведующая не будет сравнивать несравнимое, а будет создавать возможности для реализации индивидуальности моей и моих коллег.
10.
Я уверена, что гораздо важнее моя собственная инициатива, чем инструкция сверху, поэтому начальству выгоднее создавать условия для инициативы, чем скрупулезно проверять выполнение навязанных инструкций.
11. Я знаю, в детском саду меня понимают и принимают такой, какая я есть, и не за мои «достижения в выполнении.»
12. Я уверена, что мои руководители знакомы с основами психогигиены не хуже, чем с требованиями санэпидемстанции, и потому не допускают нарушений в этих сферах.
13. Я уверена, что родители моих воспитанников ценят меня за доброжелательное и заботливое отношение к их детям и за подробную информацию о психолого-педагогических особенностях.
Если почти на все вопросы Вы ответили утвердительно, значит, Ваши взаимоотношения с руководством, коллегами, детьми и их родителями складываются благоприятно и Вы чувствуете себя на работе эмоционально благополучно.
Тест для определения эмоционального благополучия
ребенка в группе детского сада
№ Вопросы «да» «нет»
1.
Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?
2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?
3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?
4.
Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?
5. Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?
6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?
7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?
8. Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности как в общении, так и в уединении?
9.
Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?
10.
Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?
11. Ощущает ли себя достойным человеком?
12. Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?
13. Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?
14. Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?
15. Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?
16. Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?
Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в Вашей группе испытывает эмоциональное благополучие, что является основой и физического, и психического здоровья.
Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то ни о каком эмоциональном благополучии не стоит и говорить. Вероятно, Ваши дети часто плаксивы, обидчивы или агрессивны, раздражительны? Это результат травмирующей эмоциональной обстановки.
Задумайтесь!