Получи документы

Дисграфия одна из наиболее встречающихся нарушений речи у младших школьников

Ирина Холязникова
Дисграфия одна из наиболее встречающихся нарушений речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Одной из причин является дисграфия.

Трудности овладения письмом могут обнаружиться уже в первом классе и проявятся активнее при усложнении программы. Число таких детей по мнению учёных составляет 10-20% и с каждым годом увеличивается. С учетом данных цифр можно говорить о том, что подобные проблемы возникают у каждого пятого ученика и это является существенным препятствием в обучении и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Публикация «Дисграфия одна из наиболее встречающихся нарушений речи у младших школьников» размещена в разделах

Л. Г. Парамонова в своих исследованиях отмечает, что при поступлении в первый класс 55% будущих школьников имеют предпосылки к появлению нарушений письма. Это обусловлено тем, что дети поступают в школу с различными речевыми нарушениями. Так чаще всего в их анамнезе можно встретить общее недоразвитие речи и стертую дизартрию. Но на примере мной обследованных детей, чаще всего можно встретить ОНР и ЗПР, редко, но встречается дизартрия. Дети с ОНР оказываются в группе риска и имеют тенденцию к появлению дисграфии, так как у таких детей нарушены все компоненты речи, то есть комплексное нарушение.

За последний учебный год мои занятия посетили 20 детей с дисграфией.

Из них у 11-ти детей есть справка о прохождении ПМПК. У 10-ти из них поставлен диагноз (дисграфия на фоне ЗПР) и у 1-го ребенка дислексия, дисграфия. Оставшиеся 9 детей пмпк не проходили. Некоторые из них были в логогруппе. У троих детей после моего обследования поставлен диагноз дизартрия. У 6-ти детей устная речь в норме.

Безусловно, у этих детей дисграфия не так ярко выражена, как у детей с ЗПР. У всех детей, посещавших коррекционные занятия в той или иной степени нарушена общая и мелкая моторика, что находит отражение в каллиграфических трудностях.

При обследовании детей я пришла к выводу, что в большинстве случаев дисграфия сопровождается еще и нарушением памяти, внимания, а у детей с ЗПР еще и мышления.

Хочу предложить вам различные материалы обследования. Возможно, для кого-то из вас, коллеги, это будет интересно для дальнейшей работы. Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 1-го класса (конец учебного года)

Задание №1

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике. (предложение повторяется только один раз)

Задание №4

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер ___ Вода ___ Река ___ Солнце ___

Задание №5

Диктант:

«Весна пришла»

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6 Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла. Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (начало учебного года)

Задание № 1 Составьте слово из предложенных букв: АЛПАК

Задание № 2 Запишите следующие слова в столбик под диктовку: уголь мальчик ёлка маяк Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3 Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание № 4 Послушайте слова и запишите только названия ягод: малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5 Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Задание №6

Диктант:

«Наши собаки»

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (конец учебного года)

Задание № 1 Запишите следующие слова в столбик под диктовку: болезнь наводнение покрошить носатый родители Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Задание № 2 Запишите следующие слова в строчку под диктовку: огурчик, чайка, тетрадь. Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3 Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание № 4 Составьте звуковые схемы к словам: ЯЗЫК, ЕГОРКА

Задание № 5 Диктант: «Весна» Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 3-го класса (начало учебного года)

Задание №1 Запишите слова, которые я назову по звукам: [й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Задание № 2 Запишите следующие слова в строчку под диктовку: Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик. Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Задание № 3 Послушайте слова и запишите только имена прилагательные: Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Задание №4 Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание № 5 Диктант: «Зайчик и белочка» Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 3-го класса (конец учебного года)

Задание №1 Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Задание № 2 Запишите следующие слова в столбик под диктовку: боец певец продавец сталевар лесник помощник лекарь Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова. Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Задание №4

Диктант:

«Сова»

Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу. Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 4-го класса (начало учебного года)

Задание № 1 Запишите под диктовку 3 глагола в столбик: бежит бьет идет При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Задание № 2 Запишите под диктовку 5 существительных в столбик: радость грусть прелесть красота дружба Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Задание №3

Диктант: «Птичьи дома» Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности. Задание №4 Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 4-го класса (конец учебного года)

Задание № 1 Запишите под диктовку только существительные с предлогом: подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой Определите их падеж. Задание № 2 Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку: В названии какого дня недели пишется две буквы Б? В каких именах девочек пишутся две буквы Н? В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л? В каких названиях мер веса пишутся две буквы М? В названии какой страны пишется две буквы С?

Задание №3

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа: Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Задание №4

Диктант: «Загадки леса» Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.

Публикации по теме:

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дисграфия одна из наиболее встречающихся нарушений речи у младших школьников
Опубликовано: 10 января 2024 в 09:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дисграфия одна из наиболее встречающихся нарушений речи у младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Холязникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД