СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Динамические перемены для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С целью создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья
младших школьников хорошо использовать динамические перемены. Они по-
могают обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность,
позволяют ребятам активно отдохнуть после умственного труда, обеспечивают сохра-
нение работоспособности на последующих уроках. Такие перемены предназначены не
для решения задач физического совершенствования, они носят главным образом релак-
сационный, оздоровительный и игровой характер. Игра остается ведущей деятельно-
стью детей младшего возраста, через нее ребенок познает мир, открывает себя, учится
строить отношения с другими детьми. Замечено, что если после урока ученики началь-
ной школы гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. У
большинства возбуждение преобладает над торможением, и такие дети не могут себя
контролировать. Ребятам трудно сконцентрироваться на учебе, они не чувствуют своей
причастности к школьной жизни. Такие дети часто испытывают повышенную потреб-
ность в движении. Поэтому динамические перемены дают им возможность освободить-
ся от излишнего напряжения в ситуации, четко организованной учителем, развивают у
ребят конструктивные способы взаимодействия друг с другом, формируют произволь-
ную регуляцию поведения, привносят в жизнь школьников много новых впечатлений и
положительных эмоций. Важно отметить, что совместные игры педагога с учениками
способствуют укреплению их взаимоотношений.
Организовать динамическую перемену можно только при соблюдении следую-
щих условий:
содержание динамической перемены должно быть разнообразным: игры, загадки,
устные шарады, творческие задачи, скороговорки, считалки, речитативы, движения под
музыку, действия с персонажами, самостоятельные игры детей. Игры это самый луч-
ший способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение.
А с хорошим настроением всегда легко учиться.
материалы должны быть подготовлены для организации досуга детей не более чем
на 8—10 минут;
игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой
азарт. Поэтому, исключаются, такие игры как «Борьба за мяч», «Перестрелка» и т. п. ;
в играх для перемен необходима простота сюжета, возможность любого учащегося
войти в игру и выйти из нее по своему желанию;
участие в играх должно быть добровольным, так как есть дети, которые не любят
коллективных игр или, в силу черт характера, скромны;
необходимо помнить и об оптимальности двигательной нагрузки, чередовании видов
игровой деятельности, чтобы дети не уставали, а перемена была им в радость;
нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие учащих-
ся. Так, нежелательны соревновательные игры с разделением на команды. Их очень
трудно организовать, так как учащиеся собираются разные и вступают в игру не все
сразу;
при организации игровой деятельности учитель может выполнять и роль ведущего, и
роль третейского судьи, и наблюдателя. Ведь у детей ещё недостаточно развиты навы-
ки организации, самоконтроля, общения и др.
Каждая динамическая перемена включает в себя две фазы:
1-я–активная,
2-я – этап малой подвижности, помогающий развивать произвольную деятельность
учащихся.
Подвижные коммуникативные игры повышают энергетический ресурс группы, фор-
мируют эмоционально-положительный настрой на продолжение занятий, а также спо-
собствуют развитию познавательных форм взаимодействия, проявляющихся в добро-
желательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним
требованиям. Используем такие игры – «Путаница», «Море волнуется», «Ручеёк» и т. п.
Завершают перемену игры малой подвижности. Они способствуют развитию произ-
вольной регуляции поведения, формируют умение ориентироваться на цель, выполнять
действия по образцу; помогают детям настроиться на рабочий лад, быть более органи-
зованными и сосредоточенными.
1. Узнайте друг друга
Цель игры – больше узнать друг о друге. Участники образуют круг, в центре стоит
ведущий. Он предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает общим признаком,
например, у кого есть дома животные. Ведущий, должен постараться успеть занять од-
но из освободившихся мест, а тот, кто остается в центре круга без места, становится
ведущим.
2. Волшебное слово
Дети образуют круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, подра-
жательные, шуточные, а все остальные повторяют за ним, но только в том случае, если
он говорит пожалуйста. Кто ошибается, выбывает из игры.
3. Птичка
Каждому участнику дается название дерева. Ведущий начинает игру и говорит:
«Прилетела птичка, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубе не была, улетела на
елку». Елка называет следующее дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант.
Мы широко используем общеразвивающие и коррекционные упражнения, элементы
логоритмики. (игры с прищепками, отгадывание ребусов, загадок и т. п.)
На динамических переменах мы используем музыкотерапию. Музыкотерапия имеет
огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей. Именно звучание
музыки снимает раздражительность, нервное напряжение. Кроме музыкотерапии мож-
но использовать ритмотерапию. Музыкально-ритмические упражнения помогают снять
умственную перегрузку и утомление, происходит и релаксация рук, и расслабление всех мышц.
Динамические перемены играют большую роль в воспитании и развитии. Они спо-
собствуют усвоению социальных норм и правил, позволяют проиграть различные мо-
дели поведения, в которых учащиеся могут творчески использовать полученные зна-
ния.