Ольга Абрикосова
Динамические паузы как одна из форм двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие двигательные программы разработаны в центре здоровьесберегающих педагогических технологий Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Программы нацелены на активизацию сенсоматорного развития, формирования оптимальной осанки. Большинство комплексов включает технику реализации основных факторов развития нервной системы, тренировку зрительно-моторной координации.
Методические указания. Упражнение выполнять сначала с открытыми глазами, затем закрыть глаза.
Нестабильная опора требует определенных усилий для сохранения равновесия.
Публикация «Динамические паузы как одна из форм двигательной активности» размещена в разделах
Стопы работают, раскачивая опору - мышцы стопы и голени напрягаются, балансируя на опоре, идет формирование короткой стопы. В то же время, компенсаторно, в работу включаются все отделы позвоночника и мышцы тела.
Упр. 1 И. п. - стоя двумя ногами на полусфере, руки вниз, ноги на ширине стопы. Слегка поджимая и разгибая пальцы, покачать опору (рис. 48).
Рис. 48
Выполнять 30 сек. босиком.
Переход от “зрячего” выполнения к “слепому” помогает усилить работу вестибулярного аппарата.
Комментарий. У ребенка улучшается координация в пространстве, через стопу происходит активизация всех систем организма, включаются и реализуются модально-специфические факторы, особенно пространственный, вестибулярный, тактильный, зрительный.
Это упражнение по усмотрению методиста можно усложнять:
* выполнять покачивание разводя руки в стороны;
* руки вверх;
* в полуприседе;
* стоя на одной ноге, вторая поджата (цапля);
* стоя на одной ноге, вторая в сторону (или назад).
В каждом из упражнений усиливается нагрузка на разные отделы позвоночника и изменяются условия формирования координации в пространстве.
Упр. 2 Ходьба по “зыбкой дорожке”. Выполнять босиком.
Методические указания. Для детей 5-7 лет программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает обучение их ползанию, лазанию, ходьбе с препятствиями, меняя направления и т. д.
Занимаясь с детьми 5-7 лет, у которых не сформирован свод стопы, имеются отклонения в осанке, очень важно специально работать над укреплением мышц стопы, ног, над равновесием. Для этих целей очень подходит работа на полусферах. Из 5-6 полусфер можно составлять различные дорожки, ходьба по которым не просто развивает свод стопы, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает функциональное состояние позвоночника, но еще и интересна детям:
а) зыбкая дорожка - прямая из полусфер, стоящих на выпуклой стороне (расстояние между “кочками” можно подбирать индивидуально);
б) дорожка из выпуклых “кочек” - бугорков (полусферы, стоящие на плоской стороне, расстояние между ними также меняется);
в) дорожка переменная - одна “кочка” - зыбкая, одна - круглая;
г) та же дорожка зигзагом.
Вариантов дорожек можно представить очень много, в зависимости от задач, которые методист ставит перед собой на занятии.
Чем же хороши эти упражнения?
Во-первых, при работе на равновесие, постоянно балансируя на зыбкой опоре, ребенок вынужден включать в работу мышцы стопы (подгибая и расслабляя пальцы ног при качании опоры, голени, а также мышцы всего тела. Кроме того, методист, давая вводные команды, может усложнять движение, подключая к работе и выводя из нее зрительный анализатор, меняя положение рук
При занятиях на полусферах следует помнить, что необходимо в сложных ситуациях подстраховывать детей во избежание травм. Для этого иногда достаточно чуть коснуться руки ребенка, даже не помогая ему, и у него восстанавливается равновесие.
Комментарий. Работа на нестабильной опоре дает особенно хорошие результаты в формировании стопы, в отличие от обычных методик (захватывание предметов, упражнения на песке, массажные дорожки и т. д., так как здесь ребенок получает возможность не просто работать, что для него просто неинтересно, а играть, преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве и в ситуациях. То есть улучшаются условия не только для физического развития ребенка, но и улучшения его сенсо- и психомоторных способностей и реализации основных факторов развития - тактильного (ощущения стопы, пространственного, зрительного. Есть возможность сознательного решения неожиданных ситуаций.