Оксана Лапа
Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Л. С. Выготский отмечал: «Ребенок по своим особенностям способен к тому, чтобы какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».
Публикация «Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников» размещена в разделах
Дифференцированное обучение и воспитание- это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа) и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию образовательного процесса для различных групп детей.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп с целью учета особенностей их контингента; это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации :
- обучение каждого на уровне его возможностей, способностей;
- адаптации обучения к особенностям различных групп детей.
– обучающая цель - содействие реализации учебно-воспитательных программ посредством повышения уровня знаний и навыков каждого ребенка в отдельности, уменьшение его отставания, углубление и расширение знаний исходя из интересов и способностей умственного и психологического развития;
– -развивающая цель - формирование и развитие логического мышления дошкольников, умение трудиться при опоре на зону ближайшего развития;
– воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка.
В методике развития речи дифференциация нередко не направлена на решение всех указанных целей и осуществляется с учетом уровня именно речевого развития.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию :
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- возрастному составу (разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные группы, команды);
- личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);
- уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);
- области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т. д.).
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной дидактике однозначной оценки; в ней имеются на ряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты уровня умственного развития дифференциации :
– исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;
- у воспитателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в группе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных детей быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- повышается уровень «Я - концепции» : сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать радость от успеха, избавиться от комплекса неполноценности;
- повышается уровень мотивации обучения в сильных группах;
- в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче обучаться.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации :
- деление детей по уровню развития негуманно (слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними; высвечивается социально-экономическое неравенство; перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства);
- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
- понижается уровень «Я - концепции» (в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости);
- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения :
- внутрипредметная дифференциация (автор Гузик Н. П.);
- уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В. В.);
- культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (автор Закатова И. В.).
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым ребенком, предупреждение неусваемости программного материала, развитие познавательных интересов и личностных качеств.