ольга бородина
Дифференцированная работа учителя-логопеда с различными категориями воспитанников с учётом индивидуальных оособенностей
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференцированная работа учителя-логопеда с различными категориями воспитанников с учётом индивидуальных оособенностей
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Среди детей, посещающих логопункт в 2021-2022, 2022-2023 учебных годах (41 человек) нарушения зрения имели 4 человека (10%, нарушения опорно-двигательного аппарата 7 человек (19%, нарушения ЦНС 6 человек (14%, состоят на учёте кардиолога, гастроэнтеролога, соматически ослабленные 12 человек (30%). Т. о. среди детей, имеющих различные речевые нарушения и зачисленных на занятия, 70% составляли дети с сопутствующими проблемами здоровья. В процессе логопедической работы с такими учащимися, с учётом их психофизиологических особенностей, учитель-логопед наряду с коррекционными логопедическими технологиями дополнительно применяла ряд специальных методик для коррекции и предупреждения осложнений данных конкретных нарушений.
Темочки:
Количество школьников с нарушениями зрения постоянно растёт.
На своих занятиях логопед решает следующие коррекционные задачи:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса, в том числе и буквенного;
2. уточнение и расширение объема зрительной памяти;
3. формирование пространственного восприятия и представлений;
4. развитие зрительного анализа и синтеза;
5. формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
В последнее время наметилась тенденция роста числа детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети, страдающие изолированными дефектами стоп, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п. Для правильной организации логопедической работы с детьми важное значение имеет понимание общности речевых и двигательных нарушений. Данные нарушения очень часто проявляются в виде различных форм дизартрий. В МАДОУ действует система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, активно работает ПМПК. На основании данных, полученных каждым специалистом, выносится заключение, и составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий. Большой процент составляют соматически ослабленные, часто болеющие дети. При работе с ними следует учитывать их повышенную утомляемость, быструю истощаемость.
Учитель-логопед проводит дифференцированную работу с детьми, имеющими различные проблемы развития.
Коррекционные направления в логопедических занятиях при работе с детьми, имеющими параллельно с дефектами речи нарушения зрения:
Логопедическая работа с этой категорией детей имеет ряд специфических особенностей. Учитывая трудности работы с детьми с сочетанными нарушениями, в программе больше времени отводится на индивидуальные занятия. Логопед на своём занятии должен решать различные коррекционные задачи: исправление речевых нарушений и коррекция зрения за счет работы над развитием зрительных функций и опираясь на сохранные анализаторы.
• При подборе иллюстративного материала, следует учитывать не только общепедагогические критерии, но также и размер, тон и интенсивность окраски изображения. использование специальной наглядности, крупной фронтальной и дифференцированной индивидуальнойчастая смена деятельности;
• непрерывная зрительная нагрузка – не более 10 минут;
• подбор объектов на картинах с чётким контуром;
• посадка детей как можно ближе к рассматриваемому объекту;
• проведение специальной гимнастики для глаз; и т. д.
• учитывается диагноз ребенка : при сходящемся косоглазии не рекомендуется работать на столе, необходима наклонная плоскость, чтобы изменить угол обзора, что способствует лучшему зрительному восприятию при данной патологии.
Коррекционные направления в логопедических занятиях при работе с детьми, имеющими параллельно с дефектами речи нарушения опорно-двигательного аппарата:
При проведении логопедической работы следует учитывать специфику дефекта.
• моторно-двигательную коррекция,
• слежение за осанкой, за поддержанием правильной рабочей позы
• работу над пространственными ориентировками, крупной и мелкой моторикой.
Коррекционные направления в логопедических занятиях при работе с детьми, имеющими параллельно с дефектами речи нарушения ЦНС:
• индивидуальный подход в зависимости от психофизических особенностей ребенка;
• дозирование объёма заданий;
• более частая смена видов деятельности;
• дополнительные физкультминутки;
создание условий (эмоционально-двигательной среды) для оптимального функционирования центральной нервной системы