Марина Глазова
Дидактическое пособие «Занимательный огород» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 «БЕРЕЗКА»
Методическая разработка
Авторское дидактическое пособие по познавательному развитию
«Занимательный огород»
для детей раннего возраста
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Глазова М. В.
р. п. Вача 2024г
Аннотация:
Публикация «Дидактическое пособие „Занимательный огород“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Авторское дидактическое пособие по познавательному развитию «Занимательный огород» для детей раннего возраста.
Дидактическое пособие предназначено для детей от 2 до 3 лет. Подходит для индивидуальных и групповых образовательных занятий в детском саду. С помощью дидактического пособия дети закрепляют сенсорные признаки (цвет, форма, величина, развивается способность зрительно анализировать и обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями, улучшается моторика пальцев рук.
Пояснительная записка:
Разработка дидактического пособия направлена на развитие у детей раннего возраста цветовосприятия, формы, величины и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет, форму и величину, как основные внешние признаки предмета.
В комплект входит – Дерево, грядки, овощи и фрукты разной формы и цвета.
Дидактическое пособие разработано на основе образовательной программы детского сада «Радость детства», в соответствии ФГОС ДО и ФОП ДО. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины, количества, которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
Содержательная направленность учебно-методических материалов (образовательная область) :
Образовательная область: «Познавательное развитие».
ФГОС ДО (направление развития и образования детей в данной образовательной области) :
• Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве) в образовательной области «Познавательное развитие»
ФОП ДО
• развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
• развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
• совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
• формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте :
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
ФГОС ДО (направление развития и образования детей в данной образовательной области) :
• развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ФОП ДО
• развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте :
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Актуальность, уникальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сенсорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведь не зря профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Уникальность:
Познавая новое, ребенок растет и развивается. Для его знакомства с окружающим миром, в домашних условиях мы можем давать потрогать различные предметы. В целях безопасности это не могут быть мелкие предметы, поэтому нам в помощь как раз пришло дидактическое пособие «Занимательный огород». Польза такого пособия неоспорима. Всем известно, что с самого раннего возраста и до старости, чем лучше работают руки и пальцы, тем живее и восприимчивее ум. «Занимательный огород» это правильное, полезное и безопасное пособие, покрытое безаллергенной краской акриловой, а фрукты, сделанные из фетра, и помещены в специальный контейнер. С помощью этого развивающего пособия дети могут :
• успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину и количество предметов при выполнении ряда практических и игровых заданий и действий;
• сравнивать, группировать в соответствии с образцом по цвету, форме, величине;
• соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, количеству, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);
• активно использовать «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец; цвета- трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.
• развивать умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
• развивать наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.
Дидактическое пособие имеет ряд преимуществ, которые позволяют его широко использовать:
занимает немного времени на подготовку;
интересно;
доступно;
предоставляет множество возможностей для обучения и для закрепления;
являются отличным дополнением к тематическим занятиям и самостоятельной деятельности;
сможет сделать любой педагог и родитель.
Польза дидактического пособия :
1) Развивает мелкую моторику, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
2) Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение.
3) Помогает изучению цвета, формы, величине.
4) Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
5) Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
6) Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Для создания этого дидактического пособия нам понадобились : утеплитель для стен; плотный фетр; клеевой пистолет; акриловая краска; гвоздики для потолочных гардин; 2 контейнера
В использовании дидактического пособия «Занимательный огород» учитываются основные принципы: целенаправленность, поэтапность, последовательность, наглядность, адаптивность, прочность.
Вывод: Использование дидактического пособия «Занимательный огород» в работе с детьми раннего возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка. Показать возможности для организации самостоятельной игры - «Что у нас какого цвета», «Что где растёт», «Один – много», «Что лишнее», «Назови цвет». Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Это позволит сформировать элементы логического мышления и развить интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Педагогическая целесообразность:
1) Наблюдения
2) Сенсорные занятия
Педагогическая целесообразность дидактического пособия объясняется.
Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.
Специфика учебно-методических материалов от уже существующих:
Познавая новое, ребенок растет и развивается. Для его знакомства с окружающим миром, в домашних условиях мы можем давать потрогать различные предметы, ткани, игрушки. В целях безопасности это не могут быть мелкие предметы, поэтому мне в помощь как раз пришёлся фетр разного цвета, из которого я сделала овощи и фрукты.
Изделия из фетра - это овощи и фрукты: Из жёлтого фетра, красного и зелёного сделаны яблоки, груши, лимоны к ним прикреплены крючки от карниза их можно вешать на дерево. Зелёные, фиолетовые, оранжевые и бордовые это овощи – морковь, баклажан, огурец.
Для чего?
Польза такой игры неоспорима. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Как с ними можно играть?
Для детей, которые уже не тянут все в рот, даём изделия в ручки потрогать, рассмотреть. Можно играть, находя фрукты или овощи одного цвета, одного размера, разного количества или посложнее. Определить форму, располагать овощи и фрукты на дереве и грядке.
Целевая аудитория:
Это обучающие (воспитанники) группы раннего возраста 2-3лет. Законные представители (родители) воспитанников группы раннего возраста.
Цель:
Формирование и развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами авторского дидактического пособия с использованием овощей и фруктов разного цвета, формы, величины.
Задачи:
Побуждать детей обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину.
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большое яблоко – маленькое яблоко, и др.).
Учить детей различать предметы по форме и называть их.
Воспитывать у детей интерес к новому дидактическому пособию.
Место использования в педагогическом процессе:
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов.
Самостоятельная деятельность.
Результаты их применения:
В результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей группы раннего возраста дети научились обследовать предметы, выделять цвет, форму, величину и количество. Дети научились различать формы предметов и называть их. Дети с большим интересом играют с новым дидактическим пособием «Занимательный огород».
Педагогическая диагностика показала, что развитие идёт в индивидуальном темпе, нелинейно и неравномерно, т. е. развитие идёт по индивидуальной траектории одновременно в разных областях с разной скоростью, но с повышающим показателем.
Через дидактическое пособие дети научились анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактическое пособие влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Вывод: У всех детей раннего возраста в 2023-2024 учебном году в соответствии с ФГОС ДО, ОП ДО «Радость детства» и ФОП ДО сформированы первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве) в образовательной области «Познавательное развитие», в образовательной области «Речевое развитие» дети владеют речью, как средством общения, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» развито общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, а также сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка, но находится не на высоком уровне, потому как некоторые малыши только начали посещать детский сад.
Возможность использования в другой ОО, другим педагогом:
Авторское дидактическое пособие можно широко применять во всех образовательных областях. Детям это интересно, необычно, нестандартно. Ребята учатся работать в парах, небольших группах, помогать друг другу в деятельности, развивать свою речь, придумывая истории, загадки, активизировать свое творческое начало. Анализируя свой опыт, могу с уверенностью сказать, что элементы моей практической деятельности могут быть интересны, и использованы в работе другими педагогами-практиками.
Эффективность
Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, создали условия и организовали жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе создали предметно-пространственную развивающую образовательную среду, которая способствует развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Своей яркостью, новизной, необычностью такая «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, ведь познавая новое, ребенок растет и развивается.