Шелковникова Оксана Васильевна
Дидактическое пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Волшебный кубик»
– объемное, эстетически оформленное, красочное пособие, которое представляет собой куб. На каждой из сторон пособия расположено поле с разными видами заданий. Каждая сторона пособия имеет свое название и возможности использования.
Данное дидактическое пособие направлено на развитие мелкой моторики, развитие зрительного, тактильно-двигательного восприятия.
Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
«Волшебный кубик» можно использовать для речевого развития и для развития познавательной сферы ребёнка. Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".Для развития познавательного интереса детей изготовлено пособие "Времена года".
Для чего нужны такие деревья? Первое - это замечательное наглядное пособие для ознакомления с сезонными изменениями в природе, по развитию речи, познавательной активности детей. Второе - интересная игрушка.
Задачи:
1. Развивать у детей внимание, память, наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.
2. Развивать глазомер и координацию движений пальцев рук.
3. Закреплять знания детей, о геометрических фигурах, цвет, форму, величину.
4. Развивать речь детей: вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли; развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость.
Разворот 1: «Зима»
Описание зимнего разворота.
Съемные детали: пять снежинок липучки, заяц, подарки, сани, елка и игрушки на липучках; снеговик на кнопках, месяц с петлей.
Снежинки крепятся липучкой, расположен месяц, на звездном небе, который крепится с помощью воздушной петли. Снеговика на кнопках. Собираем снеговика, последовательно подбирая детали нужного размера от большего к меньшему. Ниже снеговика забор, на котором развешены новогодние гирлянды. Бусы на гирляндах можно перебирать или посчитать. Еще рядом с домом на липучке расположена елка с яркими разноцветными шарами (шары на елке на липучке). А под елкой подарки. Зайчик спрятался за елкой.
Картотека дидактических игр :
1. Словесная игра «Какое время года?»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их основных признаках; обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ.
Ход игры: ребенку предлагается рассказать о времени года – зима.
Описание: Скажи, пожалуйста, какое время года изображено на этих страничках? Правильно. А как ты это понял?
2. Словесная игра «Узнай животного по описанию»
Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных; развивать внимательность, память, мышление.
Ход игры: педагог предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Это животное имеет голову, уши, туловище, четыре лапки, пушистый хвост. Она шустро бегает и любит орехи. Ребенок ищет животное, которое спряталось в дупле. Затем рассказывает, что еще умеет делать это животное, его повадки, что любит.
3. Словесная игра «Назови предмет такой же формы».
Цель: формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ход игры: Ребенку предлагается найти предметы такой же формы как солнышко.
4. Упражнение «Собери снеговика»
Цель: познакомить с величиной, развивать умение складывать по величине.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку рассмотреть выложенные перед ним детали. Затем сложить готового снеговика с помощью кнопок. Обратить внимание на то, что снеговик состоит из кругов разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький.
5. Упражнение «Посчитай-ка»
Цель: закрепить умение детей согласовывать числительное с существительным.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку сосчитать снежинки на дереве,, звезды на небе, шары на елке, подарки возле елки. Далее педагог закрепляет у детей умение сравнивать числа «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число … больше числа?», «На сколько число … меньше числа?».
7. Упражнение «Найди, кто - где спрятался?»
Цель: закрепить умение детей ориентироваться в пространстве и обозначать словами положение одного предмета относительно другого; закрепить знания детей о животных, закрепить навык правильного употребления существительных с предлогом.
Ход игры: Ребята, наши зверушки решили поиграть с нами в прятки. Будем их искать. Где они спрятались
9. Упражнение «Наряди елку»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: Перед игрой педагог беседует с ребенком о предстоящем новогоднем празднике. Елочка красивая в гости к нам пришла. Какого цвета елочка? (зеленая) А какой скоро праздник? (Новый год). На праздник новогодний все наряжаются. Давай и мы с тобой украсим елочку шарами. Посмотрите какая у нас красивая, нарядная елочка получилась.
10. Упражнение «Закончи предложение»
Цель: упражнять в умении образовывать слова с помощью падежных окончаний.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку закончить предложение с одним и тем же словом «Снеговик» в нужной форме.
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос-морковку нашему….
Мы показали друзьям нашего ….
Мы играли со….
Мы рассказывали о ….
11. Упражнение «Что это?»
Цель: автоматизация правильного произношения звука [с] в словах; закреплять навык определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).
Ход игры: Педагог называет слова со звуком [с], а ребенок должен найти предмет и повторить, что сказал педагог. Далее педагог предлагает выделить звук [с] из слов (снег, снежинка, то есть определить место звука в слове.
Разворот 2: «Весна»
Описание весеннего разворота.
Съемные детали: солнце и ласточка на липучке, утка на липучке, мальчик липучка, кораблик на кнопке, цветы подснежники, рыбки, заяц.
Деревья уже начинают одеваться свежей ярко-зеленой листвой. Распустились первые цветы – подснежники. За ними спрятался серый заяц на кнопке. На речке мальчик спустил кораблик. Необходимо помочь утенку переплыть пруд. Солнце светит все сильней, прилетели перелетные птицы. Солнце и ласточку можно менять местами, они на липучке.
Картотека дидактических игр :
1. Словесная игра «Какое время года?»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их основных признаках; обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ.
Ход игры: ребенку предлагается рассказать о времени года – весна.
Описание: Скажи, пожалуйста, какое время года изображено на этих страничках? Правильно. А как ты это понял?
3. Упражнение «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Ход игры: Педагог предлагает правильно сказать, где один предмет, а где много.
Ласточка –ласточки- ласточек;
Божья коровка – божьи коровки – божьих коровок;
Подснежник – подснежники – подснежников;
Цветок – цветы – цветов;
Дерево – деревья – деревьев;
Цыпленок – цыплята – цыплят;
Лист – листья – листьев. И т. д.
5. Шнуровка «Утенок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию движений и гибкость кистей рук.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку помочь утенку переплыть пруд. Для этого нужно взять шнурок и протянуть его через петли.
7. Упражнение «Веселый счет»
Цель: закрепить цифры и числовой ряд в пределах 10; закрепить обратный и порядковый счет, соотнесение числа и количества.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку сосчитать разноцветные бусины.
Разворот 3: «Лето»
Описание летнего разворота.
Съемные детали: солнце, туча на липучке; улей на кнопке; три пчелы на прищепках; три бабочек на кнопке шнурок.
На пятом и шестом разворотах яркое лето. Яблочки на дереве крепятся с помощью крючков. Также на дерево можно прикрепить улей. Внутри улья геометрические фигуры на липучках. Еще к улью прилетают пчелы, их можно прикрепить с помощью прищепок. Внутри дерева дупло на кнопке, в котором сидит филин. Внизу расположен пруд с рыбками и прожорливым лягушонком. Кораблик передвигается по резинке. А за кустом вишни спряталась рыжая лиса на липучке.
На страничке ребенок знакомится с цветами радуги, явлениями природы. Солнце и тучка на липучке, их можно менять местами.
Картотека дидактических игр :
1. Словесная игра «Какое время года?»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их основных признаках; обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ.
Ход игры: ребенку предлагается рассказать о времени года – лето. Скажи, пожалуйста, какое время года изображено на этих страничках? Правильно. А как ты это понял?
2. Упражнение «Посчитай-ка»
Цель: закрепить умение согласовывать числительное с существительным.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку сосчитать яблоки на дереве, пчел, ягоды, рыб, яблони, Далее педагог закрепляет у детей умение сравнивать числа «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число … больше числа?», «На сколько число … меньше числа?».
4. Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ход игры: Педагог произносит название овоща, ребенок называет его ласково.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
,пчела – пчелка, ягода – ягодка, цветок – цветочек,, рыба – рыбка и т. д.
5. Упражнение «Подбери слово»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать признак предмета, описать овощи (какой овощ).
Дети все на свете знают,
Что каким у нас бывает.
Помидор (какой) – красный, круглый, большой, сочный, сладкий. И т. д.
6. Упражнение «Рассказ об овоще»
Цель: учить составлять описательный рассказ об овощах.
Ход игры: Педагог просит ребенка рассказать об овоще, какой по форме, цвету и на вкус (цвет, форма, размер, вкус).
Например: Это яблоко. Он красного цвета. Круглой формы. Большого размера. На вкус сочный и сладкий.
7. Упражнение «Подбери фигуру»
Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять их в названии, умению подбирать предмет по контуру.
Ход игры: Педагог показывает по-очереди все фигуры и спрашивает, как они называются. После этого ребенок подбирает фигуры по контуру.
8. Упражнение «Радуга»
Цель: упражнять в назывании семи цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; развивать мелкую моторику руки; развивать умение сравнивать предметы по длине; активизировать в речи слова «длинный», «короткий», «средний».
Ход игры: Ребенку говорится фраза о цветах радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Необходимо назвать цвета радуги на каждую заглавную букву. Затем ребенок соединяет каждую ленту с пуговицей. Вариант игры: можно посчитать цвета радуги, определить какая лента длинная или короткая.
10. Упражнение «Морское дно - искалочка»
Цель: закреплять произношение звуков (ш, (л, (р) во фразе, развивать тактильные ощущения пальцев рук, активизировать речь детей.
Ход игры: ребенку предлагается по описанию найти предмет в искалочке. Ребенок проговаривает фразу по предложенному образцу ( например: «Я нашел (ла) ракушку и т д.). Вариант игры: переместить бусины, ракушки, пуговички с левой стороны странички к правой (все сразу или по одному предмету).
11. Упражнение «Кораблик»
Цель: развитие пространственной ориентации, слуха, внимания, воображение, активизировать речь.
Ход игры: Ребенку предлагается проплыть вправо, влево. Даются словесные указания доплыть до зайца: ребенок проговаривает действия (какой рукой выполняет действие, куда плывет, что встречается на пути и т. д.). Вариант: Ребенку предлагается придумать путешествие на корабле, используя личный опыт (в семье, из книг) и воображение.
Разворот 4: «Осень»
Описание осеннего разворота.
Съемные детали: пять листьев, четыре гриба, заяц, стог сена на липучках, деревья, ежик, .
На седьмом и восьмом разворотах тучки стали серыми, капает дождь. Пожелтевшие листья крепятся на древо с помощью липучки. Белка готовится к зиме, помогаем ей складывать запасы в дупло. Еще на странице веселый еж собирающий урожай. С помощью липучки к его иголкам можно крепить грибы, они тоже на липучке. А за кустом с ягодами заяц на липучке.
Дверь у дома открывается и закрывается с помощью воздушной петли. В огороде вырос урожай. Репу, свеклу и морковь можно вкладывать в кармашки. Стог сена на липучке.
Картотека дидактических игр :
1. Словесная игра «Какое время года?»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их основных признаках; обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ.
Ход игры: ребенку предлагается рассказать о времени года – осень. Скажи, пожалуйста, какое время года изображено на этих страничках? Правильно. А как ты это понял?
2. Словесная игра «Угадай по описанию»
Цель: развивать умения различать признаки предмета, наблюдательность, речь.
Ход игры: Ребенку дается описание зайчика, или репы, называя их свойства, цвет, величину, расположение на страничке. Ребенку необходимо угадать, о чем или о ком идет речь. Так же можно предложить ребенку описать самому и предоставить возможность угадать предмет педагогу или другому играющему.
3. Упражнение «Один – много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Ход игры: Педагог предлагает правильно сказать, где один предмет, а где много.
Гриб – грибы – грибов;
Лист – листья – листьев;
И т. д.
4. Упражнение «Посчитай-ка»
Цель: закрепить умение согласовывать числительное с существительным.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку сосчитать листья на дереве, грибы, рыб в пруду, Далее педагог закрепляет у детей умение сравнивать числа «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число … больше числа?», «На сколько число … меньше числа?».
5. Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ход игры: Педагог произносит названия предметов, ребенок называет его ласково.
Гриб – грибочек;
Лист – листочек;
И т. д.
6. Упражнение «Прятки»
Цель: способствовать поддержанию интереса к игре, умение находить предметы, развивать сообразительность, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: Педагог предлагает найти что (кто) спрятано за ежиком (за травкой).
Я считаю, что систематические занятия с данным пособием, не только развивают мелкую моторику детей, но и повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к развитию познавательной и творческой активности ребенка, способствуют формированию психических процессов: внимания, мышления, памяти, а так же непосредственно способствуют развитию речи детей. Кроме того, кисти рук становятся более подвижными и гибкими.