Тамара Полянкина
Дидактическое пособие «Волшебные часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Это сложная единица речи.
Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. Основная роль в развитии связной речи отводится мотивации, по этому меня заинтересовала поэтапная работа с сюжетной картиной, предложенная Т. А. Сидорчук и Э. Э. Байрамовой. Я сделала пособие «Волшебные часы», подобрала схемы этапов и сюжетные картины. И вот что получилось.
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебные часы“» размещена в разделах
Таким образом, картина находится в группе на уровне глаз детей. Работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.
Этапы:
1. Перечисление объектов на картине. Игры «Подзорная труба», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный», игры на группировку объектов, по какому либо признаку «Назови объекты круглые по форме», «…одного цвета», «…рукотворные»… Схематическое изображение объектов на листе бумаги.
2. Найди на картине взаимосвязи между объектами. «Все объекты связаны между собой и я могу сказать почему» Вернемся к рисунку и предложим детям соединить связи стрелками и объяснить, почему их можно соединить. Взаимосвязи могут быть установлены на уровне физических, эмоциональных, родственных. Здесь могут помочь волшебник «Объединения», игра «Ищу друга», «Бюро следователей»-коллективное обсуждение, рассуждение.
3. Составление сравнений, загадок, метафор. Каждый объект можно сравнить с другим. Составление происходит по известным алгоритмам (выбери объект – подбери признак, найди проявление данного признака в данном объекте, составь словосочетание –мяч круглый по форме, такой же, как колобок) Для загадок «Какой, Что такое же у другого объекта?», «Что делает? Что делает так же?», «На что похоже, чем отличается?»
4. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств» (слух, обоняние, осязание) Необходимо «Войти в картину» Выбрать орган чувств, сделать речевую зарисовку «Я слышу…», «Я чувствую лицом, руками…», «Я нюхаю, и чувствую как пахнет…»
5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Игры «Складушки-ладушки» - подбираются сущ, прил, гл., рифмующиеся между собой. Затем составляются двустрочники. И далее создание рифмованного текста, разными вариантами.
6. Определение местонахождения объекта на картине. Пространственная ориентировка на картине. Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного (правый-левый, верхний-нижний углы картины; центральная часть, левая-праваня, нижняя-верхняя части картины) и трехмерного пространства (ближе-дальше, впереди-сзади, около, между, за, перед, после) Игры плоскостная «Да-нет», «Ожившая картина»
7. Составление речевых зарисовок, используя различные точки зрения. Упражнения в перевоплощении в объект на картине, изменяя свое настроение. «Я превращаюсь в объект на картине, и у меня такой-то характер, состояние и настроение».Задействованы мимика, интонация, жесты. Игра «Эмпатия».
8. Опиши объект, изменяя его во времени. Речевые зарисовки об изменении объекта во времени. Приглашаются волшебники «Прошлого времени», «Будущего времени». Выбранный объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного мира описываются по линии времени года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования.
9. Найди смысловые характеристики карины. Составление речевых зарисовок по типу рассуждений по смыслу картины. Игра «Ромашка мудрости» Рассмотри сюжет картины через призму каждой пословицы или поговорки. Объясни, почему данная пословица подходит или не подходит к смыслу картины. Игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц, выбрать подходящую, объяснить, почему так можно назвать картину. (получается речевая зарисовка по типу рассуждение)
10. Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине.
Накануне сообщается, что будет прощание с картиной. В группу придут гости. Предлагается в качестве подарка картине составить свой рассказ. Каждый ребенок рассказывает свой рассказ взрослому. Созданные детьми тексты используются для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки.