Ирина Борисова
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебная поляна»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
Учитывая особенность мышления детей дошкольного возраста, как наглядно-действенное, образное, их речевое развитие целесообразно осуществлять с опорой на наглядность, чтобы дать детям как можно больше знаний, объяснить всё в доступной форме.
Исходя из этого, было разработано и апробировано универсальное пособие «Волшебная поляна».
Цель. Формирование речевых умений и навыков, воспитание интереса к родному языку и обеспечение творческого характера речи.
Задачи:
• корректировать звукопроизношение;
• развивать фонематическое восприятие;
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Волшебная поляна“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2014
• способствовать накоплению и обогащению активного словаря;
• развивать грамматический строй речи;
• совершенствовать навыки связной речи;
• способствовать развитию мелкой моторики;
• активизировать познавательные процессы;
• формировать культуру общения.
Описание пособия.
Пособие «Волшебная поляна» - это игровое поле с дорожками, речкой, мостиками через неё, домиками (большим и маленьким). На полянке – ёлки, деревья, пеньки, грибы. Также в комплекте пособия - фигурки девочки, мальчика, бабушки, медведя, волка, лисы, петуха, зайца, ёжика, мышки. Главный герой представленного пособия – Колобок (маленький каучуковый мячик).
Используемый материал для изготовления пособия :
- лист ДВП,
- потолочная плитка,
- самоклеющаяся плёнка,
- пенопласт,
- краски.
Данное пособие предназначено как для совместной со взрослым, так и для самостоятельной игры детей 3-7 лет.
Пособие «Волшебная поляна» адресовано педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений).
Игры и упражнения для пособия
«Волшебная поляна»
1. Коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия.
«Подбери и назови»
Цель: дифференциация звуков [Л] – [Р].
Описание. Педагог предлагает назвать слова только со звуком [Л] или со звуком [Р].
[Л] : колобок, лиса, листья, ствол, ёлка, мальчик, волк …
[Р] : река, дерево, берёза, трава, грибы, дорожка, тропинка, труба, крыша…
«Составь предложение»
Цель: автоматизация звуков во фразовой речи.
Описание. На этапе введения звуков [Р], [Л] в речь педагог предлагает повторить или самостоятельно составить словосочетания или предложения.
- Грибок прячется в траве.
- Лиса выглядывает из-за ёлки. И т. д.
«Подними сигнал»
Цель: совершенствование фонематических представлений.
Описание игры. Педагог молча указкой показывает предметы или объекты, дети определяют наличие или отсутствие заданного звука и поднимают соответствующий сигнал.
2. Накопление и обогащение активного словаря.
«Что делает?»
Цель: обогащение словаря глаголами.
Описание. Педагог, указывая на предметы и объекты, находящиеся на пособии, задаё т вопросы:
- Тропинка (что делает) – бежит, извивается, тянется.
- Лиса (что делает) – выслеживает, прячется, наблюдает, охотится.
- Солнышко (что делает) – светит, греет, выглядывает, прячется.
«Какой? какая? какое?»
Цель: обогащение словаря словами-признаками, развитие мелкой моторики.
Описание. Ребёнок катит каучуковый мячик (Колобок) по тропинке. Педагог начинает рассказ. А ребё нок продолжает:
- Катится Колобок и видит, что трава (какая) – зелёная, густая, яркая, сочная.
- Дерево (какое) – высокое, толстое, ветвистое, старое.
- Ёжик (какой) – маленький, колючий, сердитый, игольчатый.
- Бабушка (какая) – весёлая, добрая, заботливая. И т. д.
3. Развитие грамматического строя речи.
«На водопой»
Цель: образование существительных с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-.
Описание игры. Педагог на тропинке выставляет фигурки животных. Предлагает вспомнить, как называются детёныши зверей. Читает стихотворение, передвигая к ручью фигурки, дети договаривают предложение (произносят названия их детёнышей).
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался … (лисёнок,
За мамой-ежихой катился … (ежонок,
За мамой-медведицей шёл … (медвежонок,
За мамою-белкой скакали … (бельчата).
За мамой-зайчихой – косые … (зайчата,
Волчица вела за собою … (волчат).
Все мамы и дети напиться хотят.
«Кто откуда?»
Цель: отработка предложно-падежных конструкций.
Описание игры. Педагог, передвигая фигурки животных, бабушки и Колобка, задаё т детям вопросы:
- Откуда вразвалку вышел медведь? (Медведь вышел из-за ели.)
- Откуда выкатилась ежиха? (Ежиха выкатилась из-под пня.)
- Откуда выскочил зайчик? (Зайчик выскочил из кустов.)
- Откуда выходит бабушка? (Бабушка выходит из избушки.)
- Откуда спрыгнул Колобок? (Колобок спрыгнул с крыльца.) И т. д.
«Кого на полянке нет?»
Цель: образование и употребление существительных в форме множительного числа в родительном падеже.
Описание игры. Педагог обращается к детям:
- Послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко спряталось, стал накрапывать дождик, и все звери разбежались кто куда. Скажите, кого теперь на поляне нет?
- На поляне нет зайцев (зайчиков, зайчат).
- На поляне нет лисиц (лисичек, лисят).
- На поляне нет ежей (ёжиков, ежат).
«Чей? Чья? Чьи?»
Цель. Образование и употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числе с существительными.
Описание игры. Педагог выставляет на игровое поле фигурку лисы и рассказывает: «Это лиса. У лисы всё лисье: лисья морда, лисий хвост, лисьи уши». Предлагает рассказать по образцу о зайце, волке и т. д.
4. Развитие связной речи.
«Составим рассказ вместе»
Цель. Формирование связного речевого высказывания, развитие логического мышления.
Описание игры. Педагог начинает рассказ: «Наступил ясный летний день. Выглянуло солнышко. Все лесные обитатели вышли на полянку…» Дети по цепочке продолжают рассказ. Каждый ребёнок говорит о каком-либо животном, ставя его на игровое поле.
- Лиса стоит на мостике и наблюдает за рыбками, плавающими в реке.
- Зайчик и ёжик играют в прятки.
- Волк спрятался за деревом и наблюдает за зайцем. И т. д.
Затем педагог предлагает одному-двум детям повторить весь рассказ полностью.
«Придумай сказку»
Цель: развитие воображения и творческой фантазии.
Описание игры. Педагог предлагает детям придумать сказку, например, о том, что лиса не стала охотиться за зайцем, а подружилась с ним, используя персонажей пособия.
5. Развитие зрительно-пространственного гнозиса.
«Прогулка Маши и Миши».
Цель: закрепление ориентированности в правой и левой сторонах пространства, развитие умения вести диалог.
Описание игры. Дети произвольно расставляют фигурки животных на игровом поле. Девочка и мальчик - на тропинке. Передвигая фигурки, рассказывают от имени Миши и Маши о том, что видят слева, справа от тропинки.
- Маша, посмотри, справа зайчик. Он прячется от волка в кустах.
- А я вижу лисицу, она бежит слева от тропинки. И т. д.
«Далеко – близко»
Цель: развитие зрительно-пространственного гнозиса, совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением.
Описание игры. Фигурки девочки и мальчика педагог ставит на тропинку (затем около домика, на мостик, около ёлки и. д.) и предлагает детям определить: что (или кто) находится ближе к ним (дальше).
6. Активизация познавательных процессов.
«Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет одного-двух персонажей местами. Дети должны найти изменения.
- Маша стояла около дома, а сейчас переходит речку по мостику.
- Колобок забрался на пенёк, а до этого катился по дорожке. И т. д.
«Почему?»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Описание игры. Педагог предлагает порассуждать на разные темы.
- Почему лиса спряталась за деревом?
- Почему медвежонок один, без мамы, оказался в лесу?
- Почему зайчонок такой весёлый?
Таким образом, используя пособие «Волшебная поляна», можно реализовать все основные задачи коррекционной работы.